Утром 7 июля в Москве задержали нашего коллегу, в недавнем прошлом спецкора «Коммерсанта» Ивана Сафронова. В последние месяцы Иван работал советником главы «Роскосмоса». Ивана подозревают в госизмене, точнее, передаче секретной информации спецслужбам одной из стран НАТО.
Иван Сафронов — один из лучших журналистов-расследователей России, продолживший дело своего отца, трагически погибшего в 2007 году. Проблемы российского военно-промышленного комплекса, которые Иван освещал, работая в «Ведомостях» и «Коммерсанте» — сфера переплетения интересов многих сторон. Мы уверены, что Иван прекрасно это понимал и потому в своих материалах о российской армии и ВПК всегда был предельно аккуратен, корректен и профессионален. Как журналист Иван не имел доступа к сведениям, составляющим гостайну. Уже одних этих фактов нам достаточно для того, чтобы воспринимать обвинения в отношении Ивана как абсурдные и надуманные.
Наша позиция основана не только и не столько на профессиональней солидарности и презумпции невиновности. К сожалению, в последние годы дела о госизмене в России стали печальным трендом. Совсем недавно по этой статье обвинили президента Арктической академии наук доктора технических наук 78-летнего Валерия Митько. Аналогичные дела в отношении многодетной матери Светланы Давыдовой, сотрудника московского патриархата Евгения Петрина, ученого Владимира Голубева, пенсионера Петра Папрулова и десятков других граждан России позволяют констатировать: мы имеем дело с тенденцией, крайне удивительной для государства, которое ни с кем не находится в состоянии объявленной войны.
Что касается уголовного преследования представителей СМИ, то сегодня палитра обвинений в отношении журналистов настолько обширна, что у нашего профессионального сообщества неизбежно появляются сомнения в добросовестности тех, по чьей инициативе возбуждается каждое новое дело. Мы прекрасно помним, как развивалось сфабрикованное дело о наркотиках против Ивана Голунова и как оно развалилось на глазах всего мира.
Увы, не все процессы заканчиваются так же показательно. Совсем недавно мы наблюдали это на примере журналистки Светланы Прокопьевой, которую признали виновной в «оправдании терроризма» и оштрафовали на 500 тысяч рублей за выражение ее гражданской позиции. И таких дел становится только больше.
Нас настораживает, что именно с этого начинается новая эпоха «после поправок», которые меньше месяца назад президент России Владимир Путин называл «шагом к демократизации общества». Мы убеждены, что следующим шагом к демократии будет объективная, основанная на букве закона работа российских силовых структур, органов следствия и судов, и надеемся на честное и справедливое расследование дела Ивана Сафронова. Мы также рассчитываем на открытый процесс, поскольку в сегодняшних реалиях любой закрытый суд будет восприниматься обществом исключительно как попытка свести счеты с неудобным репортером.
До тех пор пока открытому суду не будут представлены убедительные доказательства виновности Ивана, мы будем считать его невиновным, а его дело — проявлением жесткого давления на независимую журналистику в России.