На этой неделе, 6 сентября, состоялся релиз игры Starfield от студии Bethesda Game Studios, создавшей такие культовые проекты, как The Elder Scrolls и Fallout. О том, какой она получилась и достойна ли шума вокруг нее, RTVI поговорил с гейм-блогером Алексеем Луцаем и игровым журналистом Иваном Лоевым.
В первый же день в Steam-версии зафиксировали более 250,8 тыс. одновременных пользователей. Однако многие игроки оказались разочарованы: около 200 тысяч человек потребовали вернуть деньги за игру. Отзывы у игры при этом все же по большей части положительные — в Steam ее рейтинг составляет 83%.
Starfield — игра в жанре action/RPG в стиле сайфай. Хотя сами разработчики утверждают, что этот стиль игры лучше определяется термином «NASA-панк». Главный герой путешествует по космосу и выполняет задания: сражается с противниками, ищет артефакты и изучает планеты. В ней можно кастомизировать своего персонажа и космический корабль, поэтому пользователи стали массово воссоздавать внешность звезд и культовые фантастические транспортные средства. Сама игра поражает масштабами: можно посещать десятки уникальных планет, но сам сюжет игроки называют слабым. Многие отмечают также слишком длительные и многочисленные загрузки.
Почему Starfield игроки ждали с нетерпением
Иван Лоев
Игровой журналист
«Думаю, здесь ситуация во многом схожа с тем, что произошло с Cyberpunk 2077, когда игра хайпится на том, что это новый проект от именитой студии, и все ждут, что это будет новый «Ведьмак 3». Здесь схожее ощущение — игры Bethesda никогда не слыли идеальными, но всегда были любимы и за счет своей неоднозначности умудрялись долго жить. Starfield по уровню эмоционального накала ждали, наверное, меньше, чем уже ждут TES VI [The Elder Scrolls VI], но тем не менее игроки, очевидно, изголодались. Однако первые реакции и оценки — довольно скромные, и недовольных голосов тоже хватает».
Алексей Луцай
Гейм-блогер
«Полноценная новая игра от Bethesda в любом случае бы привлекла внимание. Игра только вышла, она огромная, и, может быть, через несколько лет она станет классикой, ведь со времен Oblivion любую игру Bethesda принимали на релизе неоднозначно. Но в Skyrim все равно постоянно возвращаются игроки, хотя игре уже 12 лет.
Другой и вполне закономерный вариант: эра „титанов“ геймдева окончательно прошла, а Starfield — последний гвоздь в крышку гроба былого величия. Классические студии вроде Rockstar, Ubisoft в последние годы выпускали спорные проекты, их критиковали за устаревший подход.
Ну вот как с Red Dead Redemption 2 (RDR) — игра очень красива, история хорошо написана, мир огромный и правдоподобный. Но при этом в RDR очень примитивный дизайн заданий, который даже деградировал по сравнению с GTA 3. А экшн-механика — скучноватый тир. Плюс по нынешним меркам в игре очень неудобный и громоздкий дизайн интерфейса. Короче, все, что касается игрового процесса, сделано средне.
Starfield — как будто бы такой же мамонт от именитой студии. Игра ощущается несовременной как с точки зрения геймплея, так и технически. Она скроена из лоскутов, в ней нет бесшовного мира, к которому многие уже привыкли за последние лет 10 — в каждой второй игре есть открытый мир без подзагрузок. Но все же прошлые игры студии были слишком популярны, поэтому и Starfield не мог просто пройти незамеченным».
Starfield против TES и Fallout
Алексей Луцай
Гейм-блогер
«Геймплейно Strafield ближе к Fallout: похожая экшн-механика, взаимодействие с напарниками, крафтинг, строительство — все это было в Fallout 4. В упрощенном виде подобные механики присутствовали и в Skyrim, но тут, очевидно, торчат ноги предыдущего Fallout.
Однако, по моим личным ощущениям, Starfield пока не дает таких ощущений, как другие игры Bethesda. Это заметно даже на старте игры. Как только вы открываете „дверь в мир“ в TES или Fallout, первое что вас встречает — точки интереса, которые как бы приглашают исследовать их, выбрать направление.
Первый выход из пещеры в Starfield такого эффекта не дает. Да, такое ощущение возникает, но куда позже, спустя часов пять-десять, в зависимости от вашего стиля игры. Правда эти точки интереса вы ищите не своими глазами в пространстве, а на галактической карте. Это воспринимается сухо».
Иван Лоев
Игровой журналист
«Starfield — это что-то, лежащее ровно между этими понятиями [TES и Fallout]. Сюжетно в Starfield происходит чистой воды фэнтези, присыпанное разбросанными невпопад научными терминами. А по механике это эволюционировавшая четвертая часть Fallout с ее бесконечной охотой на горы мусора».
Насколько интересен геймплей
Иван Лоев
Игровой журналист
«Starfield — это РПГ, так что практически все здесь сделано, чтобы эксплуатировать желание игрока быть быстрее, выше и сильнее. Здесь есть неоднозначная, но полновесная прокачка, крафт оружия, улучшения скафандра, полноценная система строительства кораблей, строительство поселений — в общем, занятий много.
Главный герой, как и во всех играх Bethesda, это игрок, так что если игроком движет желание красть все, что плохо лежит, он будет красть, если хочет быть героем в белоснежных доспехах, — будет героем. А еще можно посвятить себя крафту, исследованию процедурно-сгенерированных планет и различным „гильдиям“.
Сайд-квесты не столько интересны, сколько многочисленны, потому что стоит герою войти в какой-нибудь город, как тут же какой-нибудь охранник скажет: «Изабелла все еще горюет по своему мужу. Верит, что его убили». И в квест-лог добавится пункт «Поговорить с Изабеллой». И таких вот непрошенных заданий — десятки, а то и сотни, разобраться в них нереально.
Тем не менее время от времени попадаются интересные ситуации или конфликты, в разрешении которых герой может принять участие. И еще по традиции есть «гильдейские» квесты. Но это — алмазы в стоге сена, к сожалению».
Алексей Луцай
Гейм-блогер
«Я не так много наиграл и, если честно, я пока не понял, где основной сюжет, а где масштабные сайд-квесты. В этом плане подача чуть интересней, чем в прошлых играх. Но я не думаю, что от основной линии стоит ждать чего-то интересного и глубокого. Все игры Bethesda — о том, как ты уходишь от главной тропы в сторонку. Уверен, что многие игроки никогда не проходили сюжетку в TES или Fallout, но запускали игру десятки раз, чтобы проходить второстепенные квесты или изучать мир.
Мотивация [главного героя], на мой взгляд, самая слабая среди всех игр Bethesda. Мне кажется, разработчики решили, что раз наш герой все равно всегда безликий аватар, то вместо персонажа они будут мотивировать самого игрока. Мотивировать чем-то в духе: «Вот космос с тысячей планет — чего тебе ещё надо?». Просто так принято в культуре, что все благоговеют перед космосом и он интересен сам по себе. Правда, Bethesda тему космоса не очень проработали, но это уже другая тема.
Пока я не обнаружил каких-то увлекательных механик. В игре как будто бы нет системности, то есть связи разных видов геймплея друг с другом. Это просто РПГ с выборами ответов в диалогах, более-менее терпимым экшном, крафтом, строительством и разрозненными типами геймплея в космосе. Упор больше на количество механик, а не на их проработку. И, наверное, главная игровая механика — это быстрое перемещение. Ни в одной другой игре его столько не было».
Иными словами, игра вышла масштабной, но недостаточно оригинальной, и на статус игры года не претендует. Она, пожалуй, подойдет тем, кто соскучился по старым добрым масштабным играм, или же любителям космоса и искателям приключений.