20 декабря в мировой прокат вышел мультфильм «Муфаса: Король Лев» от студии Disney. Картина повествует о том, через какие трудности прошел отец Симбы, прежде чем стать королем долины диких зверей. Мультфильм формально продолжает метод «Короля Льва» (2019), переложивший сюжет 1994 года на реалистичную цифровую анимацию. В прокате «Муфаса» проигрывает третьему фильму про ежа Соника, однако полным провалом картину Барри Дженкинса считать не стоит. Киножурналист Федор Быков рассказывает, на какие хитрости решил пойти Disney в новой работе, чтобы ответить на обвинения в «безжизненности» прошлого фильма о Симбе, Нале и Шраме.

Федор Быков Журналист, автор телеграм-канала This Is Not A Film Channel

О чём фильм

Кадр из мультфильма «Муфаса: Король Лев» / Режиссер Барри Дженкинс / Walt Disney Pictures

Обезьяна-мандрил Рафики должен присмотреть за львёнком Киарой — дочкой Симбы и Налы. В этом ему помогают вечные спутники сурикат Тимон и бородавочник Пумба. Пока кошачьи родители отошли по важным делам, Рафики рассказывает эпическую историю о том, через какие испытания в своей жизни проходил Муфаса, дедушка Киары и отец Симбы.

Кадр из мультфильма «Муфаса: Король Лев» / Режиссер Барри Дженкинс / Walt Disney Pictures

Из-за природной катастрофы Муфаса остался без отца вдали от дома, однако ему посчастливилось встретить львёнка по имени Така — наследника местной королевской династии. Два подружившихся зверя отправляются из засушливых мест к долине, где когда-то жил Муфаса. На их след нападает прайд угрожающих белых львов, лидер которого считает всю легенду о Круге жизни выдумкой.

Как это снято

Режиссёр «Муфасы» Барри Дженкинс ранее снял оскароносный «Лунный свет», сериал «Подземная железная дорога» и хитовый у американской аудитории фильм «Если Бил-стрит могла бы заговорить». Что будет, если режиссера авторского кино назначить режиссером студийного приквела неоднозначно принятой анимационной картины? Так у фильма появится собственная интонация, которая не всегда совпадает с корпоративным стилем «Диснея».

Кадр из мультфильма «Муфаса: Король Лев» / Режиссер Барри Дженкинс / Walt Disney Pictures

Вместо «круга жизни», который был ведущей линией в обоих анимационных «Королях…», через новый мультфильм детям объясняют концепцию круга насилия — либо ты, либо тебя. Либо хищник, либо жертва. Даже если ты сам хищник. Это заметно перекликается с основными темами, которые затрагиваются в работах кинематографиста.

Эпическое путешествие двух львов и их попутчиков соответствует медитативному и чинному повествованию, которое выбрал фильм, буквально фокусируясь на традиционных ценностях семьи и диалога поколений. Это не работает на привлечение и удержание внимания юной аудитории яркой динамикой действия.

Есть и простые удовольствия: для зрителей, смотревших «Короля Льва», покадрово (и не раз!) повторяются самые знаменитые планы из мультфильма. Новый фильм открывается посвящением исполнителю оригинальной партии Муфасы — актеру Джеймсу Эрлу Джонсу, которого не стало в 2024 году.

Что в кадре

Кадр из мультфильма «Муфаса: Король Лев» / Режиссер Барри Дженкинс / Walt Disney Pictures

Съемки «Короля Льва» (2019) велись в VR-формате. Иронично, что революционный формат было решено опробовать по следам самого кассового мультфильма, нарисованного «от руки». Создание цифровой анимации было перенесено на виртуальные «локации», а операторы и режиссер смотрели через шлемы и экраны, где располагаются персонажи и как выглядят освещение и декорации.

Такой инструмент в руках неподходящего автора может стать поводом для критики. Это и произошло с обновленной версией «Короля Льва» от Джона Фавро. Тот фильм отбился в прокате (более $1 млрд при бюджете $260 млн), но получил долю негатива от киножурналистов за отсутствие яркой мимики главных героев и их эффект «зловещей долины». Зрители и критики подхода отмечали, что смотрят не поучительную сказку для всех возрастов, а смягченные, но документальные кадры из жизни дикой Африки в IMAX-формате.

В «Муфасе» выражения эмоций персонажей постарались сделать живее, заостряя внимание на крупных планах. Графика справляется с показом масштабных природных катастроф и пейзажей невероятной красоты, заземляя полет виртуальной камеры фокусом на главных персонажах. Ведь летать из них могут не все.

Улучшение в дизайне «реалистичной» компьютерной анимации не стало революционным шагом, привлекшим зрителей в кинотеатры. Однако в сравнении из-за этого фильм Фавро проигрывает работе Дженкинса.

Как с музыкой и звуком

Кадр из мультфильма «Муфаса: Король Лев» / Режиссер Барри Дженкинс / Walt Disney Pictures

Дубляжем персонажей в зарубежной версии занимались известные голливудские актеры и музыканты. Тимона и Пумбу, как в версии Фавро, озвучили Сет Роген и Билли Айкнер. Вернулись главные звезды, чьи имена продвигали первый фильм — Бейонсе в небольшой роли Налы, её дочь Блю Айви Картер озвучила Киару. Дональд Гловер — голос взрослого Симбы. Но это небольшая часть актерского состава. Главными голосами приквела стали Аарон Пьер в образе Муфасы («Ребел-Ридж», «Подземная железная дорога» Дженкинса), а также Келвин Харрисон-мл. в роли Таки. Злодейскую партию Кироса — предводителя белых львов — исполнил Мадс Миккельсен.

Другой движущей силой мультфильма стали песни, написанные для картины певцом и поэтом-песенником Лин-Мануэлем Мирандой. Автор мюзиклов и актер регулярно писал композиции для проектов Disney («Энканто», «Моана»), а ради «Муфасы» отказался от одного из них («Моана 2»). Треков немного, мультфильм из-за этого не превращается в мюзикл, но композиция «I Always Wanted A Brother» уже имеет заявку на вирусность в соцсетях. Песня злодея «Bye Bye» обладает не меньшим потенциалом.

Кому стоит смотреть

Кадр из мультфильма «Муфаса: Король Лев» / Режиссер Барри Дженкинс / Walt Disney Pictures

«Муфаса» — следующая ступень развития фотореалистичной анимации «Диснея» после «Хорошего динозавра» (2015) и нового «Короля Льва». Для знакомства с техническим прогрессом фильму точно стоит уделить внимание. Понятно, что на основе инновационного метода съемок на свет могут появиться и другие работы.

Однако что с этого зрителю конкретного «Муфасы» сейчас? Размеренный темп повествования не сделает фильм хитом для всех возрастов, однако он может стать действенным романом воспитания для школьников, дополняющим оригинальную историю.


Мнение автора может не совпадать с мнением редакции