В мировой прокат выходит фильм-концерт Тейлор Свифт, на который уже раскупают билеты, а ее живые выступления дважды вызывали сейсмическую активность. Песни Свифт в трендах всех соцсетей и стримингов. О феномене популярности певицы рассказал RTVI музыкальный журналист Владимир Завьялов.
Почему концерты Тейлор Свифт способны вызвать землетрясения
Самый простой ответ — Тейлор популярна. И такое проявление фанатизма — это как раз очень показательная иллюстрация такой популярности. Второе: вполне возможно, что это некое стечение обстоятельств с несколькими переменными. То есть, условно говоря, это зависело и от численности аудитории, от плотности аудитории, и от самоотдачи артистки, и, вполне возможно, от акустики, зала и так далее. То есть мне кажется, что не стоит в этом искать какую-то определенную закономерность и говорить, что вот артистка Тейлор Свифт смогла вызвать землетрясение на концерте. А вот артист The Weeknd, например, или Гарри Стайлз, или кто-то еще из мировых топ-звезд это сделать бы не смогли.
Как кантри-стиль повлиял на популярность Свифт
Тейлор Свифт — абсолютно межпоколенческая артистка, которая своей музыкой может легко объединять несколько поколений. Она все-таки начинала карьеру с кантри-попа. А это такая музыка, которую очень легко представить играющей на кантри-радиостанциях, которые слушают люди в ковбойских шляпах, те, кто живет в какой-то американской глубинке, ездят на траке.
Мне кажется, что кантри-музыка очень подошла ранней Тейлор Свифт, потому что ее образ белокурой девушки, которая поет вот эти вот милые очень тинейджрские песни, очень гармонично подошел всей этой кантри-истории. Так она завоевала первую популярность. А если отвечать прямо, связано ли ее популярность, тут очень велик соблазн мыслить задним числом. Мне кажется, что ее творческий путь сложился так, как сложился. И кантри-период, естественно, — это очень важная составная часть ее успеха, без которой, как мне кажется, не было и какого-то дальнейшего творческого прогресса, и альбома «1989», и ее стриминг-рекордов и так далее.
У Тейлор Свифт очень круто получается создавать чувство какой-то сопричастности абсолютно у разных слушателей. И это не зависит ни от возраста, ни от гендера и других различий. Плюс Тейлор Свифт, она, мне кажется, подчеркнуто такая очень вневременная артистка. Несмотря на то, что ее музыка видоизменялась. По ее альбомам можно даже определять маркеры эпохи. Например, альбом 1989 звучит как поп-музыка тех лет, но все равно авторского почерка там чуть больше. И это не какая-то подчеркнуто модная поп-музыка. Все-таки Тейлор Свифт, даже заходя на территорию конвенциональной поп-эстрады американской, все равно пыталась не то чтобы остаться собой, но сохранить свой авторский метод.
Что выделяет тексты Тейлор Свифт
Во-первых, детали; во-вторых, остроумие; в-третьих, живая эмоция. Ты слышишь не какие-то клише любовных текстов, которые ты можешь услышать у других артистов и артисток схожего плана, условно говоря, а с тобой как будто бы делятся чем-то сокровенным. То есть будто бы ты открываешь дневник и читаешь его. Может возникнуть ощущение, что ты сидишь на кухне и с тобой делятся какими-то переживаниями. И это очень живо, эмоционально, есть определенный эффект присутствия. И как будто бы дистанция между артисткой и слушателем максимально сокращается.
Есть еще один момент: Тейлор Свифт не стесняется называть имена, но в то же время оставляет интригу. Например, с альбома Speak Now есть песня Dear John. Всем понятно, что это песня про артиста Джона Мейера, с которым у нее были романы. Но в то же время она не говорит прямо открытым текстом, что речь про Джона Мейера. С одной стороны, это дает полное понимание и переплетает два мира: мир текстов Тейлор Свифт и мир личной жизни Тейлор Свифт. На самом деле для нее не существует эти разницы, она очень охотно делится тем, что происходит и происходит в ее личной жизни. Но при этом она достаточно умело, находчиво и хитро заметает следы.
Почему Тейлор Свифт не так популярна в России, как в США
Я считаю, что это не частная проблема Тейлор Свифт. Это вопрос, который касается в принципе американской поп-музыки популярной и российского слушателя. Дело в том, что американская поп-музыка не отвечает как будто каким-то мелодическим запросам российского слушателя. Американская популярная музыка все-таки более вдохновляющая, такая uplifting — духоподъемная, то есть там очень много мажорных аккордов. Она как будто кричит: «Вставай! Поднимайся! Ты все сможешь! У тебя все будет хорошо!». А российская поп-музыка давит на какую-то грустную минорную педаль.
Если послушать, допустим, топ-10 американских хитов и топ-10 российских хитов, можно ощутить эту разницу. Просто американская поп-музыка не задевает вот эти вот «струнки русской души», не дергает за необходимую для российского слушателя ниточку грусти. И, возможно, поэтому музыка Тейлор Свифт и является настолько массовой.
Потому что российский слушатель Тейлор Свифт — это такой, как мне кажется, более углубленный слушатель, такой просвещенный немножко. Вот есть такое английское слово sophisticated — мне кажется, оно про это. Но и в принципе как будто бы слушатель американской поп-музыки — не то чтобы субкультура, но это какая-то, в общем, отдельная категория людей, которые чуть более глубоко вовлечены в музыку, чем средний рядовой слушатель. Не встретишь, допустим, таксиста на Volkswagen Polo, у которого в плейлисте будет Тейлор Свифт.