На троих
21:35
27 Декабря 2018 г.
«Рэпчик нужно слушать, особенно органам власти». Баста о цензуре, деле Хаски, своем шоу и концерте для ФСБ
Поделиться:

«Рэпчик нужно слушать, особенно органам власти». Баста о цензуре, деле Хаски, своем шоу и концерте для ФСБ

Видео
«Рэпчик нужно слушать, особенно органам власти». Баста о цензуре, деле Хаски, своем шоу и концерте для ФСБ
Фотография:
Юрий Белят / RTVI

Музыкант Баста (Василий Вакуленко) дал большое интервью Алексею Пивоварову и Тихону Дзядко в программе «На троих».


Баста рассказал:

  • Почему «счел за честь» спеть в поддержку Хаски и из-за чего, на его взгляд, в России запрещают рэп-концерты

  • Почему решил сделать шоу GazLive на YouTube, а не на телевидении

  • Кто для него был самым сложным гостем

  • Из-за чего он уверен, что под цензуру скоро попадет весь интернет

  • Почему он бы «с удовольствием выступил в клубе для ФСБ»

  • Почему называет Оксимирона «рэп-Бродским» и считает, что тексты в русском рэпе гораздо сильнее, чем в американском

  • Как он чувствует себя в роли наставника и зачем вдруг решил написать детскую книжку

Алексей Пивоваров

Поскольку мы с легкой руки Авдотьи Смирновой, к фильму которой ты написал музыку, записаны в партийные журналисты, мы начинаем с актуальных партийных вопросов. Спросим мы сейчас про цензуру. Ты недавно стал жертвой цензуры, не в том смысле, в котором многие сейчас, наверное, подумали. Тебя жестко цензурировал YouTube. Твое мегапопулярное шоу GazLive было удалено с YouTube.

Баста

Нам было выслано несколько предупреждений, и мы самостоятельно закрыли все предыдущие выпуски по причине того, что наши спонсоры — это игровики. Образно говоря, тотализаторы, люди, которые предоставляют возможность делать ставки. YouTube в этом усмотрел что-то аморальное или что-то неформатное, даже не разбираясь в причинах и в сути вопроса, просто под одну гребенку всех.

Тихон Дзядко

Главный аргумент, что это аморально?

Баста

Ну да, ну на YouTube удивительно, что есть такой вообще критерий «аморальность».

Алексей Пивоваров

Слушай, ну это же десятки миллионов просмотров. Сколько вы денег потеряли на этом?

Баста

Мы ничего не потеряли. Наши партнеры оказались очень спокойными и лояльными вот к таким сложностям. Мы просто переместились пока в Вконтакте. Там благоразумно нас приняли с распростертыми объятиями, и мы там сейчас будем работать.

Алексей Пивоваров

Обратно пойдете в YouTube?

Баста

Да. Просто сам вопрос непонятен. Почему, казалось бы, YouTube это такая платформа для проявления всевозможных способностей, реализации любого контента, вдруг все закрывается под одну гребенку. Вот.

Тихон Дзядко

У нас, кстати, не так давно гостем этой же программы был Илья Варламов, известный блогер и не только блогер. Он сказал, что, по его мнению, цензура социальных сетей хуже государственной и политической цензуры.

Баста

Как и пропаганда.

Алексей Пивоваров

В смысле пропаганда соцсетей хуже государственной?

Баста

Ну она вообще никак неконтролируема и не предается никакому обсуждению и воздействию. Это нельзя контролировать, и любая ложь, фантазия, инсинуация может быть подана как факт и раздуваться в какую-то громадную историю. Поэтому в одну секунду герой может превратиться в антигероя, и причиной тому будет какой-то глупый ролик, который под собой не имеет ничего настоящего. Это вопрос времени. Все равно мне кажется, что в интернете существуют очень серьезные надзорные органы, которые как бы фигурируют в судьбе любого блогера.

Баста (9 of 18).jpg
Фотография:
Юрий Белят / RTVI

Алексей Пивоваров

Ты имеешь в виду скрытые надзорные органы?

Баста

Ну какой-то, да…

Алексей Пивоваров

Вашингтонский обком?

Баста

Не-не-не. Ну, может быть, не знаю. Масоны, я думаю.

Тихон Дзядко

Не иначе.

Баста

Их филадельфийская ячейка.

Алексей Пивоваров

Сейчас люди подумают, что ты всерьез.

Баста

А я очень увлекаюсь историей масонства. В Филадельфии стоит самый большой храм масонства прямо на центральной площади. Я был в Филадельфии и смотрю: просто стоит какой-то дворец спорта, а там написано.

Алексей Пивоваров

Ну они все-таки к цензуре в фейсбуке вряд ли имеют отношение. К политике фейсбука.

Баста

Я надеюсь, что они имеют отношение ко всему. Так веселее. Всегда можно сослаться на масонов.

Тихон Дзядко

Как-то спокойнее сразу становится?

Баста

Да, масоны, все нормально. Всю жизнь они с нами. Поэтому цензура будет, и по причине того, что интернет молодое явление такое, все равно появится какой-то рычаг, какая-то структурность, которая будет управлять.

Алексей Пивоваров

Общемировая или в каждой стране?

Баста

Нет, конкретно в каждом приложении, мне кажется. На фейсбуке, в твиттере. Инстаграм, конечно, самая расхлябанная такая, свободная еще платформа. Я в этом ничего плохого не вижу. Мне кажется, любая цензура это, в первую очередь, какого-то очень высокого порядка организм с качественными высокими запросами. Это должен быть искусственный интеллект, которому чужды какие-то человеческие страсти.

Алексей Пивоваров

Ох, сейчас некоторые люди в администрации президента с удовольствием это послушают. Такая прям комплементарная характеристика. Давай к более приятным темам.

Тебе предстоит большой тур в Соединенных Штатах. Мы посмотрели, что как раз примерно два года назад ты был первым гостем в теперь легендарном шоу Юрия Дудя, и первый вопрос был ровно про это: про американский тур, который тогда тоже планировался. Там ты сказал, что все sold out сильно заранее. Как сейчас?

Баста

Еще рано говорить, потому что у нас он стартует в феврале. Знаю, что в Торонто почти все билеты проданы, потому что мы туда много раз собирались ехать, эти концерты анонсировались, но мы не доезжали по причине сложности получения виз. Обычных трудовых. В этом году все прошло очень просто и удивительно. Американскую трудовую визу мы просто получили.

Алексей Пивоваров

А, чтобы ехать на гастроли надо трудовую визу?

Баста

Исключительно. Конечно.

Алексей Пивоваров

А, да, вы же там деньги зарабатываете.

Тихон Дзядко

А в Штатах сколько городов будет?

Баста

Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Чикаго, Нью-Йорк, Торонто и Майами.

Тихон Дзядко

В тот раз как раз в разговоре с Дудем ты говорил, что в основном это не очень большие залы: 800 человек. Сейчас так же?

Баста

Я сейчас не знаю, какие залы будут. Две-три тысячи максимум. Это больше такое путешествие, это как бы наше развлечение. Я практически на месяц еду туда.

Алексей Пивоваров

А кто в залах? Только русскоязычные, или американцы приходят тоже послушать?

Баста

Разные истории. Я вам расскажу, вы не поверите просто. В Нью-Йорке был концерт Ноггано, и мне организатор говорит: «Там один итальянец, он меня просто достал! Твой поклонник». Я пришел, а там просто такой итальянский мафиози: дядечка с зализанными назад волосами. Он такой говорит на английском: «Я доктор, а еще я юрист». Я сразу по его лицу понял, что, видимо, он занимается махинациями с медицинскими страховками, что популярно в Америке. Я такой: «О, супер! Супер!». Ну в разговоре так и получилось. Я говорю: «Ты че, слушаешь Ноггано, ты суть понимаешь?». Он такой: «Неа, но я по голосу понимаю примерно, о чем идет речь».

Так же было на концертах. Моя песня «Мама» входила в саундтрек к американской игре GTA IV, и на концерт в Бруклине приходили мексиканцы. Вот они зашли, сели, там сидячий зал был, послушали эту песню, встали и ушли. Три человека было. Ну такие интересные истории. А так, конечно, в основном люди, которые говорят на русском языке. Очень много американцев, которые учат русский язык, либо девушка русская.

Алексей Пивоваров

Это, кстати, хорошая школа языка.

Тихон Дзядко

А зачем все-таки тебе это нужно, если ты в Москве с легкостью собираешь Олимпийский? Сколько ты, 36 тысяч человек? А здесь тысяча-две, итальянские юристы.

Баста

Мне в кайф.

Алексей Пивоваров

Вряд ли большие деньги.

Баста

Вообще не большие деньги. Я вначале говорил, отвечая на этот вопрос, что это такой для нас аттракцион, мы все собираемся вместе, выезжаем на месяц практически. Мы там снимаем клипы, просто путешествуем, просто смотрим и совмещаем это с концертами. У этого есть определенная эстетика. Допустим, на концерте в Чикаго можно было увидеть ползала, где у всех над головой украинский флаг поднят, а на второй половине зала русский флаг поднят, и посередине два человека с белорусским. Очень крутая платформа для исправления каких-то вот таких ошибок.

Алексей Пивоваров

Ошибок чьих?

Баста

Вообще в целом. Несправедливости. Мне, допустим, грустно, что я не могу въезжать в Украину выступать. Очень грустно, очень печально.

Алексей Пивоваров

Тебе закрыт въезд после того, как ты съездил в Крым?

Баста

Мне закрыли не из-за этого. Мне закрыт въезд по каким-то определенным причинам.

Тихон Дзядко

Нет, ну ты выступал в Крыму, потом, насколько я понимаю, ты выступал в Киеве.

Баста

Там есть срок давности, когда посещение Крыма не может учитываться как причина запрета на въезд в Украину. Не знаю почему. В последний мой тур по Украине мы собрали просто в Киеве шесть тысяч, в Харькове шесть тысяч, ну, везде. В Украине всегда были очень передовые люди. Здесь только начинали что-то расслушивать, там можно было выпустить альбом, и через неделю приехать выступать, и его все знали. То есть, очень радушные.

Алексей Пивоваров

Скажи, а для тебя это принципиально, ты следишь за площадкой, на которую зовут выступать? Вот, например, недавно был фейк, ты его, конечно, видел: афиша «Баста в клубе ФСБ». Потом еще для Фейса, по-моему, такой же сделали. Это фейк. Но если бы позвали в клуб ФСБ?

Баста

Конечно выступил бы с удовольствием. Если бы заплатили гонорар, конечно же. А что в этом такого?

Баста (8 of 18).jpg
Фотография:
Юрий Белят / RTVI

Алексей Пивоваров

А где бы не стал?

Баста

Не знаю, не вижу для себя таких мест, где я бы не мог выступить. Я не знаю, я выступал в Кремле, у меня был концерт с симфоническим оркестром. Вы понимаете, в чем все дело, что я не изменяю себе ни секунды, выступая на каких-то площадках. Я не меняю ни репертуар свой, ни контекст песен, ни манеру выступления. Я выступаю как выступаю. Вот в Кремле, допустим, мне говорили: «Как ты выступишь в Кремле? Ты же половину песен не сможешь петь». Я сказал: «Почему?»

Алексей Пивоваров

А там в зале Путин был?

Баста

Нет. Это мой концерт, Басты, с симфоническим концертом. Я просто выступал, делал свою работу. Я еще раз повторюсь, это все какая-то советская риторика такая, история диссидентского страдания. Давайте так скажем, хорошо, вот они придумали, купили тысячу билетов на мой концерт, и пришли просто сотрудники ФСБ на мой концерт.

Тихон Дзядко

Или пришли без билетов.

Алексей Пивоваров

Да, как обычно приходят.

Баста

Я имею в виду, что это настолько странная ситуация, потому что важно как бы понимать, предал ли ты себя, чтобы выступать на каких-то площадках. Я пою те же песни, мои взгляды остаются прежними, я называю вещи своими именами. Если люди слушают эту музыку, я не могу им запретить и сказать: «Вот ваша группа в целом, ваш класс, мне кажется, что вы все плохие».

Алексей Пивоваров

Ну это вообще у нас уголовное дело сейчас.

Баста

Мне все равно. Так — значит так. Я в каждом человеке пытаюсь видеть, надеюсь на то, что лучшее, потому что в нашей стране по-другому выжить нельзя. Потому что у нас через одного человека можно обвинить в чем угодно. Он может быть замешан в махинациях, в мошенничестве, аферизме и поехать в тюрьму. Если он отсидел в тюрьме — значит он преступник. А раз он преступник… А то, что я выступал в колониях…

Тихон Дзядко

Ты выступал в колониях?

Баста

Конечно.

Тихон Дзядко

Много?

Баста

Нет, не много. Ну когда получалось выступать. На музыке лежит совсем другая ответственность и другая нагрузка — снимать общее напряжение. Не обезболивать, а именно снимать. Показывать, что о каких-то вещах можно говорить спокойно, открыто, прямо и не бояться за это получить осуждение. Хотя в нашей стране всякое может быть. Я готов принимать в свою сторону все что угодно. Я рэпер, я про себя на форумах рэпа такое читал, что себе не можете представить.

Алексей Пивоваров

Давай как раз про это поговорим.

Тихон Дзядко

Не так давно ты вместе с Noize MC и Оксимироном устроили концерт в поддержку Хаски.

Алексей Пивоваров

Его выпустили даже до того, как он начался.

Баста (6 of 18).jpg
Фотография:
Юрий Белят / RTVI

Тихон Дзядко

Ты ощущаешь, что актуальная музыка в России сегодня оказалась в зоне риска?

Баста

Нет. Я считаю, что это какие-то системные сбои. Мне кажется, что это просто желание отдельных личностей на местах демонстрировать свою власть и выслуживаться перед центром. Я почему на это согласился… Политические взгляды у нас разные с Хаски. Разные взгляды у меня с Noize MC, касаемо музыки и чего-то там. Та повестка, которая была озвучена Оксимироном, когда он позвонил и предложил принять участие, было очевидно, что никто не в праве запрещать людям исполнять свою музыку и петь ее.

Алексей Пивоваров

А он как это озвучил, когда звонил?

Баста

Как он сказал: «Вот идея сделать такой концерт. Ты примешь участие?» Я говорю: «Сочту за честь вместе с вами разделить эту сцену». Особо даже долго не думая. Непонятно, что там будет, и все так быстро получилось.

Алексей Пивоваров

Не было никаких потом звонков, намеков «может не стоит»?

Баста

Нет, вообще. Я вообще в это не верю все, честно. Я больше верю в масонские заговоры, чем в это. Давайте, так скажу, если бы была воля в целом государственной машины навести порядок в музыке, то это бы сделали очень быстро.

Тихон Дзядко

В смысле всех запретили бы?

Баста

Не запретили бы. Началось бы как в Советском Союзе. Вот кто были рок-музыканты? Наркоманы, фарцовщики, шпана, патлатые. Мне кажется, этот жанр сейчас стал настолько большим, и так много людей его слушают во всех слоях: от бизнесменов до сотрудников. Везде слушают. Потому что очевидно же, что каждый человек хочет, слушая хорошую музыку про порядочность, честность, достоинство, соответствовать этому. Хочет говорить: «Это про меня, наверное».

Алексей Пивоваров

Как у любого СМИ у нас есть инсайдеры в высоких эшелонах, один из них так сказал, когда была история с Хаски: «Это им повезло, что они посадили Хаски, если бы это был Баста, то мы бы увидели беспорядки и массовые протесты». Ты понимаешь, почему он так сказал?

Баста

Я не знаю. Наверное, оценивая значимость моей скромной личности в отечественной музыке. Я к этому как русский человек готов.

Алексей Пивоваров

То есть ты от тюрьмы не зарекаешься?

Баста

Вообще никогда. Ну я из Ростова-на-Дону. Я поэтому и откликнулся на желание помочь Хаски, потому что это очень неприятно.

Алексей Пивоваров

А ты попадал до того, как стал знаменитым, в такие ситуации?

Баста

Нет конечно. Ну, в юности какие-то были такие дискомфортные моменты. Я об этом, так скажем, много чего знаю. Как говорят в Ростове-на-Дону: «Давайте освободим его, достанем, вытащим, а потом будем разбираться, как там быть».

Тихон Дзядко

Этот концерт для тебя был, в первую очередь, такой жест поддержки Хаски или политическое высказывание, как некоторые это восприняли?

Баста

Я еще раз повторюсь, то, как что-то у нас воспринимается в стране, ко мне не имеет никакого отношения. Там, господин Навальный прокомментировал этот концерт по-своему, органы власти прокомментировали по-своему. У каждого свое видение и своя оценка. Круто что это вызвало такой интерес к нашей культуре в обществе. Эта культура — это очень важный срез общества. Через это сейчас, ну, не через мою музыку, потому что у меня музыка, как и я в принципе, для людей пожилых…

Алексей Пивоваров

Пожилые — это 38? Сильно пожилые.

Баста

Все-таки мне кажется, что рэпчик нужно слушать и органам власти особенно. Внимательно с карандашом записывать, о чем там говорится, и над этим проводить работу над ошибками. Потому что это такое зеркало общества.

Алексей Пивоваров

Баста: рэпчик нужно слушать в органах власти.

Тихон Дзядко

Кстати, тут вот органы власти внимательно слушали рэпчик и обсуждали, записывая карандашиком на бумажке, недели полторы назад на заседании Совета по культуре при президенте. Там был Путин, ему Игорь Матвиенко задавал вопрос, который Путин читал. Значит, читал следующее: «Рэп стоит на трех китах: секс, наркотики и протест».

Алексей Пивоваров

Это Матвиенко написал.

Тихон Дзядко

Действительно так?

Баста

Нет конечно.

Тихон Дзядко

Ни на одном из этих китов он не находится?

Баста

Это очень поверхностно. Как сказать про Пушкина. Кто такой Пушкин? Хулиган, которого застрелили. Можно так говорить. Потомок иммигрантов, хулиган, которого застрелили. Хорошая формулировка. Да, и это тоже про Пушкина. Я удивляюсь, как эти люди, как Матвиенко, с возрастом превращаются в советскую номенклатуру с такими формулировками: «Это, так сказать, секс, наркотики и протест». Во-первых, это музыка молодости. Эта музыка — юность, желание быть услышанным, докричаться. Ничего страшного не вижу.

Алексей Пивоваров

Давай тогда подробнее про эту музыку. Вот рок, который гоняли жестче, чем сейчас гоняют рэп. Принято считать, что в русском роке, в отличие от западного, всегда важнее стихи — текст важнее, чем музыка. А в западном наоборот. Как с этим в русском рэпе?

Баста

У нас все-таки высокая очень планка в отношении текста, конечно.

Алексей Пивоваров

Поэтическая?

Баста

Очень важная. Мне, допустим, не нравится музыкальная составляющая Оксимирона, но мне очень нравятся его тексты. Я его называю «рэп-Бродский». Именно по систематике, по использованию, по какой-то работе со словом у нас какой-то очень даже завышенный уровень.

Алексей Пивоваров

Выше, чем в Америке, да?

Баста

Я язык не знаю, читаю переводы и пытаюсь как-то проследить за этим. Хотя мне говорят, вот люди знают, что есть очень серьезные поэты, очень серьезные лирики и в американском хип-хопе.

Алексей Пивоваров

Как ты это объясняешь? Что Россия — страна слова? Литературоцентричная, как принято говорить?

Баста

Да. Несомненно. Это к слову о том, что многие «взрослые» люди говорят, что поколение потерянное и молодежь совсем оторвана от литературы, от хорошей музыки и от хорошего кино. На самом деле это фейк. Все читают хорошую литературу, просто время ускорилось. Для прочтения книги, для просмотра фильма можно даже на ускоренный режим поставить, чтобы быстрее потребить ту или иную информацию. Скорость потребления другая. Эстетика заседания с толстой книгой, медленное осмысленное прочтение, это отходит все-таки на второй план. Сейчас интересно очень быстро прочитать книгу и понять, о чем речь.

Алексей Пивоваров

Ну я соглашусь, что в русском рэпе есть очень глубокие стихи. На самом деле от их прочтения-то хуже точно никому не станет.

Баста

Да. Поэтому эта культура так интересна. Русский рок превратился в такой, ну…

Алексей Пивоваров

Стариковское удовольствие?

Баста

Ну, да.

Тихон Дзядко

А ты не слушаешь его, нет?

Баста

Ну, слушаю. Мне 38 лет, конечно…

Алексей Пивоваров

Я тебя перебил зря, во что превратился русский рок?

Баста

Ну, в шкаф с такими вот пальто. Много-много пальто, висящих на вешалках.

Баста (17 of 18).jpg
Фотография:
Юрий Белят / RTVI

Алексей Пивоваров

Кинчев, Шевчук, «Аквариум»?

Баста

Ну да. Ну, Шевчук все-таки нет. Шевчук все-таки остается на передовой. Я большой поклонник Шевчука.

Тихон Дзядко

А кто для тебя главный русский рокер?

Баста

Одного человека нет. Владимир Семенович Высоцкий для меня самый главный русский рокер, несомненно. У нас просто разные понятия: русский рок и американский рок. Вот у нас на всех, можно сказать, лидерах мнения всегда лежала какая-то миссия. Мы должны были быть какими-то борцами за свободу и прочее. То есть миссионерская деятельность. Мученичество. Обязательно, если вот особенно какой-нибудь советский или российский художник, актер, писатель, кто угодно, должен пострадать прям — вот такая вот настоящая миссия.

Тихон Дзядко

Иначе биография неполная.

Баста

Да. То есть или в тюрьме посидеть. Такая вот картина. Потому что это срез общества. Мы должны видеть какие-то мучения. В Америке такого нет.

Алексей Пивоваров

А тебе как кажется, у художника должны быть какие-то тяжелые времена? Он должен страдать?

Баста

Да он должен жить просто. Вот я дружу с Эриком Булатовым, очень дорожу его общением. Вот я, зная его тяжелейшую биографию, с ним вот разговаривал, он так: «Ну, вот я живу, там, прожил такую жизнь». И все. Как бы без кича без жития освещенного для всех. Ну, такая судьба, и в этом крутость. В русском роке сейчас такого нет. Есть две яркие такие личности: группа «Порнофильмы» и «Ленинград». Это вот квинтэссенция того, что русский рок может предложить массам.

Тихон Дзядко

Со знаком + или со знаком - ты говоришь?

Баста

Это без разницы. Нет вариантов для этого. Просто все это слушают, и у этого есть какое-то настроение. «Порнофильмы» мне очень нравятся.

Алексей Пивоваров

А «Ленинград»?

Баста

Ну, «Ленинград»… Я просто не пью. В том смысле, что это такая музыка веселья, гротеска такого. Я очень хорошо к Сергею отношусь. Но мы же должны оценивать в том смысле, сколько массовости. Потому что рок-н-ролл без массовости — это все равно узкая история.

Алексей Пивоваров

Рэперы сейчас больше собирают в России, чем рок-н-рольщики?

Баста

Не, Сергей абсолютный рекордсмен.

Алексей Пивоваров

Только сейчас у него было два Олимпийских подряд.

Баста

Потому что это настоящий, большой, громадный спектакль, очень интересно.

Алексей Пивоваров

А для тебя является индикатором успеха способность собрать Олимпийский?

Баста

В каком-то смысле да.

Алексей Пивоваров

Потому что я подозреваю, что Стас Михайлов легко соберет три Олимпийских подряд.

Баста (11 of 18).jpg
Фотография:
Юрий Белят / RTVI

Баста

Я не знаю, честно. Я как бы меряю по своей шкуре. В том смысле, что для меня это было очень волнительно, очень трогательно. Я уверен, что для каждого артиста, который собирает такие большие площадки, это сумасшедшее, конечно, переживание.

Алексей Пивоваров

Когда был твой первый Олимпийский?

Баста

Я собирал пол-Олимпийского в первый раз, половину мы перегораживали, и два года назад полный Олимпийский.

Алексей Пивоваров

Это какое-то особенное ощущение от контакта с такой аудиторией?

Баста

Конечно. Ну, у меня свои еще есть загоны: я 80-го года, в год Олимпиады родился, а это Олимпийский. Такие какие-то…

Тихон Дзядко

Символы?

Алексей Пивоваров

Рэперные точки.

Баста

Да, а на первом, на половинке, где я выступал, был Лев Валерьянович Лещенко, и мы пели: «На трибунах становится тише».

Алексей Пивоваров

А к Лещенко ты как относишься?

Баста

Это атомный двигатель просто. Для меня люди вот такой масти, такого калибра это просто небожители.

Алексей Пивоваров

То есть он в чиновника не превратился?

Баста

Ну, какой… Я не знаю.

Алексей Пивоваров

Просто ты про Игоря Матвиенко сказал, что тот стал чиновником.

Баста

Нет, ну, это калибры несоизмеримые. Лев Лещенко — это Лев Лещенко. Ему можно все. Это как Иосиф Давыдович Кобзон. Ему звонят, и он говорит: «Да, конечно же, с Васечкой конечно сделаем». И мы идем, мне все говорят: «Все, Лев Валерьянович сейчас приедет». Я бегу на встречу. Он такой: «О, здравствуй!» Он так идеально одет: парфюм, прическа, все. Саундчек, мы идем, он говорит: «Ну что, Васюшка, будешь ты свои эти тараборки читать или со мной вместе, так сказать, разделишь произведение?». Он с юмором.

Тихон Дзядко

Давай поговорим про твое шоу GazLive, которое на время с YouTube исчезло. Изначально почему ты решил делать его на YouTube, а не на каком-нибудь канале, куда, я думаю, с радостью тебя бы взяли?

Баста

Во-первых, не я был инициатором. Это вот мои коллеги предложили мне быть ведущим. Ведущий я так себе, а интервьюер вообще не очень. Поэтому я переживал, точно ли это. У меня, на самом деле, высокие требования к журналистике в целом, а к своей так тем более. Поэтому я сказал: «Ну, давайте попробуем». Мне это тяжеловато все-таки, конечно.

Алексей Пивоваров

А кто был самым тяжелым гостем?

Баста

Милонов.

Тихон Дзядко

А почему именно он?

Баста

Мне кажется, у него нет такой христианской иронии к себе. Я как христианин понимаю, что такое христианская ирония.

Алексей Пивоваров

Что такое христианская ирония?

Баста

Легкое отношение к себе. Осознавая свои религиозные взгляды и вообще концепцию христианства, к себе вообще надо относиться максимально легко. Милонов оказался таким закостенелым религиоведом.

Алексей Пивоваров

Слушай, я его снимал неделю назад для своего одного проекта, у меня сложилось совершенно другое впечатление. Мне показалось, что он мегатролль. Я его даже в конце спросил: «А вы акционист?». В том смысле, что художественная акция. Он говорит: «Нет, я концептуалист». То есть подтвердил мое предположение. Не было такого?

Баста

Так а тролли — это существа, в которых нет иронии. Троллями движет злость и цинизм. Здесь вопрос немного другой.

Тихон Дзядко

Ну изначально ты ему веришь или не веришь? Ты ему веришь, что он говорит правду, или это просто прикол?

Баста

Я ему не верю вообще.

Алексей Пивоваров

А зачем он делает то, что делает? Как ты это объясняешь?

Баста

Это его путь, выбор, мне кажется, что это его такая попытка достучаться до сердец. Потому что троллинг и цинизм — это такая защитная реакция для неуверенных в себе людей, не уверенных в своих позициях, в своих взглядах.

Алексей Пивоваров

Интересно.

Тихон Дзядко

У меня вопрос к Басте-интервьюеру, к коллеге. Есть подход хардток, когда ведущий изначально стремится разозлить гостя.

Баста (13 of 18).jpg
Фотография:
Юрий Белят / RTVI

Алексей Пивоваров

Вот, Дудь, например, так часто делает.

Тихон Дзядко

Есть другой подход: наоборот такой комплементарный, когда такая располагающая атмосфера, гость расслабится и как-то раскроется.

Баста

А есть еще совмещенный стиль.

Алексей Пивоваров

Мы как раз с Тихоном пытаемся такой middle way сделать.

Тихон Дзядко

Какой из этих подходов тебе как интервьюеру ближе?

Баста

Я все делаю от страха и неуверенности в себе. Есть вопросы, от которых я не могу абстрагироваться, и мне их тяжело задать, просто стыдно.

Алексей Пивоваров

Например, какие вопросы тебе стыдно задать?

Баста

Не знаю, ну, взрослым людям. Вот у нас была в гостях Малышева, тоже не легкий человек для интервью. Мне там были написаны вопросы, но я их не мог просто задать. Про личную, про сексуальную жизнь. Там были такие... Жесткач просто, не оскорбительные, но они были просто не очень. Я очень стесняюсь этого.

Алексей Пивоваров

Ты задал в итоге?

Баста

Нет конечно.

Алексей Пивоваров

Пропустил просто эти вопросы?

Баста

Да. Вот я смотрю Невзорова, человека максимально беспринципного и могущего говорить все что угодно, и объясняющего себе все что угодно, как он считает нужным. Я где-то завидую ему, что у него есть просто такое умение, такой взгляд на человека, у которого он берет интервью, как на объект такой вот забавный.

Алексей Пивоваров

Не могу не спросить. А Дудю ты завидуешь, когда он спрашивает: «Как часто ты дрочишь?»

Баста

Конечно. Я еще раз говорю, я для интервью не создан. Моя дистанция — это прочитать вопросы и попытаться где-то, где у меня получается, все-таки перебороть это в себе. Я могу сказать, что от передачи к передаче у меня все-таки в процессе работы закалка приходит. Я уже смотрел более цинично на тех, кто приходил ко мне в гости.

Алексей Пивоваров

Знаешь, Тихон, как в старом советском анекдоте, стесняется-не стесняется, а свои десятки миллионов просмотров имеет.

Баста

Ну это большая групповая работа.

Алексей Пивоваров

Это все равно очень много. За последние годы одна их твоих хитовых композиций — это «Сансара», конечно. «Когда меня не станет, я буду петь голосами своих детей и их детей». Действительно, мне тоже очень нравится эта песня. Классная. А как ты объясняешь, почему именно она, в том смысле, что, может быть, тебе тоже близка эта восточная философия? Например, Гребенщиков на ней же вообще уехал.

Баста

Я христианин. Сергей Шнуров написал смешную аннотацию к песне «Сансара», где выставил меня сумасшедшим христианином, который транслирует восточную концепцию. Там смешной у него был такой пост про эту песню. Мне близка восточная философия, но там немного смысл в том, что мы продолжение и перерождение рождающихся после нас.

Алексей Пивоваров

Ну, реинкарнация.

Баста

В каком-то смысле да.

Алексей Пивоваров

То есть это прямая восточная философия.

Баста

Какая-то в таком смысле, да. Что мы есть продолжение. Хотя, я помню, я выступал с этой песней, у нас в фонде «Диакония» в Санкт-Петербурге, где помощь зависимым людям. Меня туда пригласили выступить. И я там своему другу священнику отцу Алексею говорю: «Леш, ну как я буду петь песню „Сансара”? Там священники сидят. Не будет ли каких-то догматических нестыковок?». Все с юмором и с пониманием относятся. Понимают то, о чем я пытался сказать. Я на самом деле эту песню написал очень быстро. Я выгонял альбом Ноггано, и я на гитаре, сидя в студии, на диктофон написал ее. Я не ожидал, что она так понравится людям. Она вообще вышла в формате приглашения людей на концерт в Олимпийский.

Тихон Дзядко

После нее 36 тысяч человек и пришло, видимо.

Баста

Я не ожидал. Я за эксперименты и за безграничие в творчестве. У меня сегодня ночью выходит песня на английском языке: баллада такая в стиле Джонни Кэша.

Алексей Пивоваров

Это, наверное, как-то связано с предстоящими гастролями в Америке.

Баста

Нет, эта песня ждала три года выхода, до этого она не получалась. Там-то люди слушают рэп на русском языке, вот в чем все дело.

Алексей Пивоваров

Это тоже рэп, да? На английском?

Баста

Нет, это баллада в стиле Джонни Кэша. Я большой фанат Джонни Кэша.

Алексей Пивоваров

Круто. А у тебя рабочий английский, да?

Баста

Ну, надо послушать. Надеюсь.

Тихон Дзядко

У тебя же много совместных вещей с другими артистами. Есть кто-то с кем ты не выступал, не записывал, а хотел бы?

Баста

Пока нет. Вот вчера у нас было вручение таких типа плакатов, на которых указывалось, сколько каждый артист прослушиваний и стримов сделал. Вручали каждому артисту и в целом нашему творческому объединению. Выйдя с микрофоном, я сказал: «Следующий год я хочу посвятить собственной музыке, потому что я слишком был везде, я слишком был во всех проектах. Занимался всем чем угодно кроме той музыки, которую я хочу сделать». Потому что у меня один проект с электронной музыкой, проект N1NT3ND0, много музыки. У меня прям горит сердце, чтобы это сделать.

Алексей Пивоваров

Вот об одной твоей сольной вещи, которая мне очень показалась неожиданной — это твой, правильно ли это назвать кавер? — известная песня Высоцкого, но на самом деле это фронтовой поэт Семен Гудзенко «Нас не нужно жалеть, ведь мы никого не жалели». Почему вдруг?

Баста

Я очень люблю Высоцкого. А это, если вы знаете, был самый любимый поэт Высоцкого. Он считал Гудзенко своим просто небожителем. Не знаю. У меня не было какой-то задачи. Просто великое стихотворение, и я по-своему попытался это сделать. Потому что так про войну, под таким углом… Сложные эти стихи, вот с такой вот искренностью о самопожертвовании, о такой какой-то юности потерянной, без сожаления об этом. Мне кажется, идеальное стихотворение. Удивительно, что в школах его не учат и не читают. Гудзенко — это один из великих русских поэтов.

Баста (7 of 18).jpg
Фотография:
Юрий Белят / RTVI

Алексей Пивоваров

Да, я согласен.

Тихон Дзядко

Еще одна из недавних твоих вещей, связана тоже с войной, это саундтрек к фильму «Т-34», совместный с Пелагеей. Фильм только вышел, я, признаться, его еще не видел. А ты ведь видел же наверняка этот фильм?

Баста

Да, я еще видел до того момента, когда он был готов с графикой.

Тихон Дзядко

И как?

Баста

Мне понравился. Я бы не взялся, если бы мне не понравился.

Алексей Пивоваров

Ну, как, ты же не можешь знать заранее как композитор, как получится в итоге весь продукт или не получится.

Баста

100%. Я не знаю за весь продукт и за свои песни, никогда не уверен в этом.

Тихон Дзядко

Не-не-не, в смысле ведь это параллельно как-то происходило: создание песни и создание фильма?

Баста

Конечно. Вы не поверите, мы начали писать песню за две-три недели до появления песни.

Алексей Пивоваров

То есть она так быстро сложилась?

Баста

Да. Ко мне пришли ребята, мы посмотрели фильм.

Алексей Пивоваров

А, фильм уже был готов?

Баста

Ну там еще были какие-то хромакейные части без графики.

Тихон Дзядко

Но в целом основное все есть?

Баста

Да. Я сказал: «Что мне написать про это? Что вы хотите услышать вот в этой песне? Что в ней должно быть?» Ребята сказали, что что-то такое и такое. Стало всем понятно, что никто не знает, что нужно написать. Это всегда для меня самая главная составляющая, когда задача невыполнима. Я много написал саундтреков таких для себя, для Пети Буслова и его «Родины» песня «Там, где нас нет» самостоятельно стала популярна очень.

Мне захотелось написать такую песню, которую я еще не писал. Я представил, что на припеве поет какой-то хриплый дядька, и написал такой припев, несвойственный мне. Многие слушатели сказали: «Да что ж это такое». То есть такая история для меня новых каких-то экспериментов. Каждый раз я берусь за песню к фильму или к чему-то, вообще не понимая, куда это меня выкинет и что из этого получится.

Алексей Пивоваров

Еще раз повторюсь, что мы про этот фильм не говорим, потому что мы его не видели. Например, Антон Долин, кинокритик, к мнению которого мы вообще прислушиваемся, написал, что скорее получилось, что такой вполне голливудский, неидеологизированный. Тебе не кажется, что в принципе тема войны сейчас в России так, осторожно говоря, переидеологизирована?

Баста

Они никогда и не уходила. Тема войны никуда не уходила.

Алексей Пивоваров

Нет, не сама тема войны, а не стала ли она сейчас слишком идеологизированной в современном смысле?

Баста

В том смысле, что никогда обороты не сбавлялись. Исторически для нас война — это какое-то перманентное состояние. Мы всегда находились и продолжаем находиться в какой-то борьбе. Поэтому для нас война вне зависимости от того, будут ли это политизировать или не будут, она будет оставаться с нами в фильмах, в музыке, в воспоминаниях, в историях.

Тихон Дзядко

Это правильно, как тебе кажется?

Баста (13 of 18).jpg
Фотография:
Юрий Белят / RTVI

Баста

Если по Гумилеву, мы должны все это прожить просто и все.

Тихон Дзядко

Я поясню, что я имею в виду. Я согласен, что обороты как-то не становились меньше, но просто в последние годы их становится все больше и больше. У меня ощущение, что война, которая завершилась уже через несколько десятков лет будет 100 лет назад, что она сейчас происходит. Что мы все в ней воюем, мы победили, мы умирали, и мы в ней живем.

Алексей Пивоваров

И можем повторить.

Тихон Дзядко

И можем повторить, да.

Баста

Вот как вы относитесь к войне 12-го года?

Алексей Пивоваров

Совершенно ровно, как к римским завоеваниям. Она была когда-то. Генетической памяти нет.

Баста

Не в том смысле. Я объясню. Все равно же круто, что мы остались вот в каком-то таком нетронутом виде, и мы одержали победу. Это же круто.

Алексей Пивоваров

Нет, ну, конечно.

Тихон Дзядко

Это несомненно круто, но мы на это не оглядываемся каждый день.

Баста

Естественно, здесь вопрос не оглядок, а того, что это естественный процесс завершения войны. Очень была тяжелая война, и естественно для многих людей это… Ну, я смотрю по людям. Допустим, моя фамилия Вакуленко — у меня семь двоюродных дядек в первые четыре дня войны были убиты. Семеро. Вот папа мой сейчас составляет генеалогическое древо, вот семь человек было. Одному дядьке вот под Волковыском, он там стоит как герой-летчик погибший. Как я могу сказать, что я оглядываюсь и готов погибать? Я не готов погибать, но я очень горжусь тем, что такие люди были в моей семье, что они столько сделали. Это без пафоса, это без какого-то нарочитого такого вот кича. Для меня это очень важно, я очень дорожу этими людьми.

У меня есть несколько песен про войну, которыми я дорожу. Другой вопрос, кто и как вот этим состоянием, нашим духовным переживанием, пытается воспользоваться. На мне это не работает. Вот, Гудзенко, вот эта песня — ее же можно подать как песню, которая ностальгирует о тех временах, пытается сформировать какой-то образ войны другой. Ну нет же. Но если будет желание, поверьте, найдутся люди, которые смогут это сделать. Тут вопрос лично каждого, как мы внутри к этому относимся, спокойны ли мы внутри к вопросам войны.

Выходят люди, которые хотят помнить об этом, выходят они с фотографиями своих близких — ну и что? В целом, это наше личное отношение, наша личная позиция, это касаемо и религии, спорта — это наши личные внутренние переживания. Мы должны отсоединиться от какого-то общего такого звона и послушать, как мы относимся к этому сами по-настоящему внутри себя.

Алексей Пивоваров

Тихон, наверное, знаешь, про что спрашивал. Это все священные вещи, про которые ты говоришь, у нас у всех родственники воевали, я вообще снимал несколько фильмов про войну и в том числе про 42-й год под Ржевом. Я это все до сих пор ощущаю как историю свою личную. Хотя, кстати, те, кому сейчас 25-30, уже нет. Вот они скорее уже относятся как к войне 1812 года.

Если я правильно понял, Тихон скорее спрашивал про то, что в Украине часто называют термином «победобесие», когда из вот этого священного чувства делают идеологическую машину, которая едет-стреляет-палит-гремит совершенно не по причине того, что было в 1941-1945 годах.

Баста

Я не знаю. Я вот этого на себе не испытываю воздействия. У меня есть свое отношение к войне, есть свое отношение к 9 мая. Для меня это правда светлый праздник. У меня в семье отец-военный, один дядька-военный, другой дядька-военный, вертолетчик-афганец, оба деда у меня военные. То есть для меня это праздник просто семейный. Для моих детей, наверное, по-другому, но я не считаю, что мои дети хуже из-за того, что для них 9 мая — не то, что 9 мая для меня.

Алексей Пивоваров

Мы не про то.

Баста

Я понимаю, о чем вы говорите. Вы говорите о манипуляциях, об использовании, я это понимаю. Я просто не вижу даже причин на это реагировать.

Тихон Дзядко

Вы счастливый человек.

Баста

У людей, которые видят, находят вот в этом какую-то особую… Ну есть и есть. Мне нравятся парады, я смотрю. У меня отец-ракетчик. Мне нравится, когда какие-то машины выходят. Это какая-то мальчишеская история. Видеть за этим что-то большее… Возможно, мы там звеним броней, как говорят.

Алексей Пивоваров

И танки наши быстры.

Баста

Как говорится, ни один солдат не хочет умереть на войне. Возможно, это имеет место быть. Возможно.

Тихон Дзядко

Давайте вернемся к музыке, в мирную жизнь. Ты сказал, что хочешь следующий год посвятить музыке. Тем не менее в феврале на ТНТ стартует проект с твоим участием под названием «Песня», очередной сезон. До этого ты был наставником в «Голосе» и «Голос. Дети», и сейчас тоже. Как ты себя ощущаешь в качестве учителя, старшего товарища?

Баста

Я изначально не выступаю в такой роли нигде.

Алексей Пивоваров

Ну как же, ты же наставник.

Баста

Это так называется, да. Разные бывают наставники, разная философия.

Алексей Пивоваров

Все равно на тебя люди смотрят как на гуру, снизу-вверх. Это всегда приятно.

Баста

Это плохо для них. Не знаю. Я в роли наставника чувствую себя дискомфортно немного, но мне нравится. Вот я много говорил о том, что у меня корыстная цель — я нахожусь там в поисках удивительного и талантливого. Мне хочется услышать что-то такое, чтобы у меня остановилось сердце, и меня съели мурашки.

Тихон Дзядко

И много такого?

Баста

Есть.

Алексей Пивоваров

А где больше: во взрослом или в детском «Голосе»?

Баста

В детском вообще отдельная история. Детский «Голос» — это просто гениальнейшее изобретение вообще. Потому что туда приходят люди, которые не тащат за собой мешок личного опыта, страданий, потерь, амбиций. Они просто хотят петь. Это такие вот существа, которые выходят и даже не до конца знают, кто этот Баста и другие. Им просто в кайф петь. Это удивительно. Я со своей командой, это просто вы не представляете.

Взрослые люди — это сложнее. Это уже противостояние школ: школы участника конкурса против школы наставника. Мне тяжело это, потому что я не большой специалист в пении. Вот если взять Александра Борисовича Градского, который для меня патологоанатом голоса — это человек, который знает все. Я помню случай, когда он услышал по голосу, что человек имеет проблемы с позвоночником, поворачивается — и человек в инвалидной коляске сидел. Он говорит: «Проблемы с позвоночником, что-то зажато, звучит как-то», — мы поворачиваемся, и человек просто сидит. То есть он знает о голосе все. Совершенно все.

Алексей Пивоваров

Мало кто знает, что ты писал музыку к документальным фильмам, в том числе про Эрика Булатова, чье имя уже звучало. Про Оскара Рабина, если я не ошибаюсь.

Что нас с Тихоном особенно греет, среди твоих саундтреков также фильм «История одного назначения», режиссер которого Дуня Смирнова. Она у нас тут была на самом жестком в истории этой программы баттле. Мы очень жарко схватились по поводу этого фильма, русского либерализма, потом перешли на Чубайса, на общих знакомых. Неважно.

Баста

Вы запсиховали.

Алексей Пивоваров

Мы, да, мы запсиховали. Дуня тоже. На твой взгляд, этот фильм о чем?

Баста

Это про наше время. Это вот к тому, о чем мы говорили: о войне. Это судьба русского солдата, а это судьба вообще русского человека. Потому что любой гражданин нашей страны или служил, или потенциально возможно будет служить и должен будет отдать родине долг, пожертвовать собой. Про такое мученическое путешествие. Вот этот фильм на меня произвел неизгладимое впечатление. По причине того, что я писал музыку, я несколько раз его смотрел. Честно могу сказать, вот тот момент, когда в конце она лежит на могиле — это такое очень серьезное духовное переживание для меня.

Алексей Пивоваров

Короче, у тебя были мурашки от этого фильма?

Баста

А я бы не делал тогда к нему музыку. Я бы честно сказал. Хотя она такой проповедник, она умеет. Она говорит: «Мне вот это все не нужно, скрипочки, пианинко, типа XIX век — не нужно. Отбой! Нужно современное звучание». Я думаю: «Ну баба погнала, ну сумасшедшая». Ну как, мы делаем классическую историю про Толстого, должно быть естественное оформление, я в мечтах уже пишу партитуры, вижу, как все это играет. Она говорит: «Нет-нет, вот эта херня нам не нужна, нам необходимы современные битки».

Мы начали безумную работу, она приходила на студию, там библиотека моих битов около двух тысяч за все время. Мы по одному слушали, она говорит: «Еще раз, вот этот — да». Потом, когда вырисовалась вот такая общая картина, я просто отдал под козырек.

Алексей Пивоваров

Когда у тебя бывают в жизни тяжелые кризисы, неудачи, как ты из этого выбираешься? Не в смысле там бухаешь-не бухаешь, а что ты делаешь, чтобы выбраться, стабилизироваться и дальше двигаться?

Баста

Я разочарую многих людей, моих слушателей, тех, кто обо мне знает — я вообще не пью. Не употребляю никаких веществ много лет. Я выхожу из сложных ситуаций, опираясь на свое определенное духовное устройство. Я очень тяжело переживаю все, что происходит со мной, пропускаю через себя любую критику, любую грязь. То есть я закалился определенно, как носорог такой, когда мне плохо, я рушу все внутри, пытаюсь показать собственную силу и мощь, а на самом деле я тяжело очень переживаю.

Алексей Пивоваров

А ты читаешь всякие комментарии хейтеров на YouTube?

Баста

Конечно. Ну, хейтеров, нет, которые там оскорбляют — нет. Люди, которые пишут свои искренние послания, которые во мне разочаровались.

Тихон Дзядко

Ты имеешь в виду историю, которая после Крыма произошла?

Баста

Нет-нет-нет, в целом просто что-то я вот сделал, что-то сказал, как-то неправильно поступил. Люди, в этом увидев что-то, пишут: «Ты стал другим». Или вот песню выпустил какую-нибудь, люди говорят: «Ты стал другим, ты стал ненастоящим, ты стал плохим поэтом, стал плохим музыкантом». Мне становится больно, я начинаю думать, что я сделал не так и очень сильно себя за это ругаю. Потому что мне очень дорог каждый мой слушатель. Я очень тяжело зарабатывал симпатию людей и любовь к своей музыке. Я об этом очень много думаю, это для меня имеет действие.

К оскорблению и к какой-то прямой агрессии я спокойно отношусь, к этому я готов максимально, в любом ее проявлении. Это меня не то что пугает, это меня забавляет. А вот какое-то искреннее разочарование или желание достучаться до меня и напомнить мне о том, кто я и откуда я.

Алексей Пивоваров

То есть у тебя такого нет, что ты прислушиваешься к узкому кругу лиц, чье мнение для тебя важно? Обычно так поступают люди, многого добившиеся.

Баста

Я сверяюсь. Если вы спросите: «Как жить?» — я не знаю, как жить. Как жить правильно? Я не знаю, как жить правильно. Хороший ли я человек? Я, наверное, плохой человек. В том смысле, что я не ведусь на поводу у своих каких-то плохих сторон, потому что я в юности делал много такого, за что мне стыдно, страшных каких-то вещей. На улице и тому подобное. Были 90-е годы. Я себя вспоминаю и мне страшно. Я с собой тогдашним сейчас бы не хотел встретиться на темной улице, так одетым, с деньгами, с часами, с телефоном. Не хотел бы.

Я все-таки надеюсь на то, что я стал лучше. Поэтому я очень чутко прислушиваюсь к людям, которые мне говорят: «Ты не туда гребешь, ты не туда идешь, ты не то делаешь». Этих людей не много, но для меня это очень сильно. Потому что для них я хочу быть очень хорошим человеком.

Алексей Пивоваров

То есть все-таки немного этих людей?

Баста

Их немного. Таких каких-то прямых, добрых, с желанием как-то достучаться до меня комментариев не так много. Я читаю комментарии к каким-то последним выходившим песням про любовь, я очень люблю писать песни про любовь, вот один парень написал: «Старик, я твой фанат с 2005 года. Что ты пишешь? Ты слышишь это вообще? Для кого ты это пишешь?». Я прям думаю, елки-палки, что же я делаю не так?

Тихон Дзядко

И что, сразу после этого ты делаешь иначе?

Баста

Не-не, не иначе. В том смысле, что я переключаюсь, опять начинаю вспоминать, что я, откуда я и кто я. Что я просто человек, который пишет свои песни и, возможно, что-то я делаю не так или иду не туда. Это возможность посмотреть на себя под другим углом. Очень много сомнений, очень много переживаний касаемо личного моего пути.

Алексей Пивоваров

Удивительно это слышать от такого успешного человека.

Баста

Так в этом-то и секрет.

Алексей Пивоваров

Ты знаешь, да, что самоуничижение — это худшая форма гордыни? Надеюсь, этого нет в том, что ты говоришь.

Баста

Может быть, я сумасшедший гордец, не знаю.

Тихон Дзядко

А в этом занимает важное место церковь, религия, вера?

Баста

Да. Мне нравится христианская концепция, вообще концепция Христа как социального явления. Мне почему понравилась эта концепция, потому что все другие боги, которые были, это боги, которых никто не видел, не слышал. Они через кого-то что-то передавали, а этот пришел и сказал: «Я рожусь вот среди вас, буду страдать, мне будет страшно, будет холодно, я пройду с вами какой-то путь, вы меня предадите, ни за что распнете, я воскресну, но буду вас всех любить, и это будет круто. И мне вообще без разницы, кто вы по национальности, кто вы по социальному положению» — такая честная какая-то история. Она меня тронула по-настоящему. Здесь вопрос не религии, а именно вот математики, позиции шагов, которые развернули всю эту игру в другую сторону. Переворот игры.

Алексей Пивоваров

Когда мы готовились к этому интервью, мы посмотрели тебя еще в «Дневнике хача». Это, если кто не знает, очень популярный видеоблогер Амиран Сардаров. Там ты играл на аккордеоне. Для меня это вообще самый пронзительный инструмент, даже больше чем скрипка. Для тебя что аккордеон?

Баста

Я на аккордеоне учился с шести лет до 15.

Алексей Пивоваров

Почему ты не играешь на концертах на аккордеоне?

Баста

Я играл в проекте «Голос», мы пели песню Шевчука. Я играл там на аккордеоне вместе со своими ребятами. Это была для меня большая честь. Для меня аккордеон это такая суперштука. Супервещь. Многим не нравится, а я говорю гордо: «Маленький немецкий орган».

Тихон Дзядко

Скажи, когда в ближайшее время ты собираешься в очередной раз собрать Олимпийский в Москве?

Баста

Я Олимпийский не буду собирать, у меня будет три концерта в апреле. Мы с Игорем Вдовиным делаем 100% интересную интерпретацию моих песен с симфоническим оркестром, а потом с симфоническим оркестром в Крокусе мы будем выступать. Это будут три весенних концерта. Именно было принято решение сделать три совершенно разных концерта, не похожих друг на друга.

Я не большой фанат Цоя, но мне нравятся песни. А жена моя поклонница «Кино», и мы пошли к Игорю Вдовину на «Кино» с симфоническим оркестром. Для меня как для дирижера это было все интересно.

Алексей Пивоваров

А ты еще и дирижер?

Баста

Дирижер хора с незаконченным. Я был в шоке, что там не было ни одного слова спето, но я пел все, что так игралось. Идеально написано, идеально сыграно. Сын Цоя сделал графику. Шедевр просто. Я говорю: «Игорь, пожалуйста!». Он говорит: «Ну давай, посмотрим, что у тебя там». У меня сейчас был в Питере с симфоническим оркестром концерт, было тоже супер. Афропетербуржец один дирижировал, но это очень круто смотрелось.

Алексей Пивоваров

Совершенно самая неожиданная инкарнация Басты: Баста — детский писатель. «Приключения летучей мышки Беллы, которая спала головой вверх». Это откуда вообще? Что это?

Баста

Это мой поход, моя война за возвращение внимания своих детей к себе в их жизни. По причине того, что я мало бывал дома, я почувствовал, что я для своих детей стал просто каким-то участником процесса и потерял какую-то вот связь с ними.

Алексей Пивоваров

А сколько им?

Баста

Десять и шесть. Я решил, что нужно что-то придумать. Я им рассказывал постоянно сказки какие-то про «Сахарного червяка», такие вот истории, которые поражали сознание. Когда я пришел и говорю: «Хочу вам рассказать сказку». Они такие: «Да, да!» Я такой: «Про белую мышь, которая спала вверх головой» — и они такие раз — интересно. Сразу интерес такой. Вот из этого выросла история, я записывал на диктофон, у меня было текстовое сопровождение, потому что много героев появлялось. Они помнили все, и мне нельзя было ошибаться, чтобы не обесценить то, что я рассказывал. Выросла вот такая история.

Алексей Пивоваров

Детям понравилась?

Баста

Они вместе были соавторами, потому что я многое не помнил. Я их опрашивал: «Помните ли вы этого персонажа?». Один говорил: «Да-да!». Другая говорила: «Нет-нет! Ты перепутал».

Тихон Дзядко

Показания расходятся.

Алексей Пивоваров

Так. Вот — рояль в кустах. Точнее, мышка Бэлла у нас в кустах. Я специально приберег, твои помощники мне помогли. Моему сыну Ване десять лет, он твой большой фанат.

Баста

Спасибо.

Алексей Пивоваров

Он пока рэп не слушает…

Баста

Слава богу. Пока беспокоиться не о чем.

Алексей Пивоваров

Он смотрит детский «Голос», он тебя знает по «Голосу». Можешь подписать? Ивану Пивоварову.

Баста

Да, конечно.

Алексей Пивоваров

Пока ты подписываешь, я напомню, что у нас был Баста. И скоро Баста будет в Нью-Йорке, в Торонто, в Лос-Анджелесе, в Майами и в Чикаго.