Федеральные власти отказываются продлевать договор о разграничении полномочий между Россией и Татарстаном. Об этом сообщает РБК со ссылкой на близкие к Кремлю источники.
Действующий договор истекает в августе 2017 года. Власти Татарстана предлагают продлить его действие, «чтобы не будоражить людей», рассказал РБК замглавы пресс-службы президента Татарстана Лаззат Хайдаров.
В Кремле считают документ «договором без начинки», который «ничего не решает». Источник РБК сказал, что по закону все вопросы между центром и регионами уже урегулированы. По его мнению, продлевать нынешний документ — это «дать повод другим регионам поднимать вопрос о заключении подобного договора с ними».
Еще один федеральный чиновник сказал, что в Татарстане «пытаются выторговать для себя преференции», зная, что Кремль не хочет продлевать договор. Например, до сих пор не решен вопрос, как называть высшее должностное лицо. Татарстан — единственная республика, у которой по-прежнему «президент» вместо «главы». Собеседник РБК еще отметил «непропорциональное представительство лиц татарской и русской национальностей в органах власти республики». Источник в руководстве Татарстана указал, что федеральные и республиканские власти сейчас решают, как компенсировать отсутствие договора.
Действующее соглашение о разграничении полномочий между Москвой и Казанью подписали в августе 2007 года. Документ разрешал властям Татарстана выдавать паспорта с вкладышем на татарском языке, там нарисован республиканский герб. Договор обязывал кандидатов на должность руководителя республики владеть русским и татарским языками.
Впервые такой документ между Татарстаном и федеральным центром подписали в 1994 году при Борисе Ельцине. За два года до этого республика не стала, как и Чечня, подписывать Федеративный договор. В Татарстане приняли свою конституцию, потом там пояснили, что не стремятся к выходу из состава России. Договоры об особом статусе заключали и с другими регионами, к 1998 году их было 46. Как напоминает РБК, к 2007 году Татарстан остался единственственным, с кем регулировали отношения. Договор предусматривал право для республики на собственное законодательство, налоги и гражданство.