Для экстрадиции одного из бывших командиров диверсионно-штурмовой группы «Русич» Воислава Тордена (в прошлом известного как Ян Петровский) на Украину есть серьезные препятствия. Об этом RTVI рассказала адвокат воевавшего на Донбассе россиянина, который с лета находится под арестом в Финляндии, Наталия Мальгина. О том, что финской стороне был направлен официальный запрос Киева об экстрадиции Тордена, ранее сообщил «Коммерсант».

«Пока еще сторона защиты не получила никаких документов от Центральной криминальной полиции Финляндии в связи с запросом Украины об экстрадиции Воислава Тордена. Ждем официальных документов с разъяснениями, в чем, собственно, заключается обвинение украинской стороны и какие есть доказательства. Он сейчас временно содержится в тюрьме города Вантаа. Обвинений пока никаких нет. То есть они теоретически где-то есть, но мы их не видели», — рассказала RTVI Наталия Мальгина.

Юрист напомнила, что сначала Торден был задержан в Финляндии 20 июля по подозрению в нарушении миграционного законодательства. «Когда он получал ВНЖ, а до этого туристические визы в Финляндии, ему не было ничего известно о том, что в отношении него до сих пор действует запрет на въезд в Шенгенскую зону. Торден предполагал, что этот запрет (вынесенный по требованию Норвегии. — Прим.RTVI) уже истек, ведь с тех пор прошло более пяти лет. И он въехал на территорию Финляндии, а потом был задержан. Это очень странная ситуация. И дело с тех пор никак не продвинулось», — сообщила Мальгина.

По ее словам, Воислава Тордена еще не лишили финского ВНЖ. «Процесс о лишении его вида на жительство запустила миграционная служба Финляндии. Но ни одно из дел, начатых против Тордена в июле, не сдвинулось с мертвой точки. А в конце августа, спустя больше месяца после того, как Тордена задержали по миграционному делу, Украина потребовала его экстрадиции», — пояснила юрист.

«Первоначально Тордена задержали якобы за нарушение миграционного законодательства, и он был помещен в миграционный центр. Тем временем, по оперативным каналам эта информация была передана на Украину, и оттуда прислали запрос на его экстрадицию. У Украины было время на сбор документов, и в последний момент они представили эти документы. Причем они представили их на украинском языке, и теперь их переводят на финский», — уточнил в беседе с RTVI адвокат семьи Воислава Тордена Александр Почуев.

По словам адвоката, суд избрал «самую жесткую по финскому законодательству меру пресечения в виде заключения под стражу без достаточных на то оснований».

«Как адвокат семьи Тордена я заявляю, что его родных до сих пор не уведомили о том, в чем конкретно его обвиняют. Обвинение финскими властями ему не предъявлено», — заявил Александр Почуев.

Оба адвоката также подтвердили RTVI, что россиянин запросил убежище в Финляндии. «Н это очень долгий процесс, его рассмотрение может занять больше года. То есть финны сейчас рассматривают и прошение Тордена об убежище, и запрос Украины об экстрадиции», — отметила Наталия Мальгина.

Какова вероятность того, что Тордена экстрадируют на Украину, юристы сейчас сказать не могут.

«Исходя из предыдущей судебной практики, я бы сказала, что о его экстрадиции на Украину не может идти речи. Существуют серьезные препятствия, которые делают экстрадицию Тордена на Украину невозможной. К таким препятствиям относится, прежде всего, опасность жизни и здоровью, угроза быть подвергнутым пыткам в стране, запрашивающей экстрадицию, — то есть на Украине. Само по себе наличие этих препятствий на основании сложившейся практики означает невозможность передачи запрошенного Украине. Но как будет действовать Финляндия в нынешней обстановке, когда идут активные военные действия, неизвестно», — сказала Мальгина.

Запрос об экстрадиции Тордена рассматривают Следственный комитет и Министерство юстиции Финляндии.

«Мы добиваемся того, чтобы его вернули в Россию, и это первоочередное желание самого Тордена. Главное, чтобы его ни в коем случае не передали на Украину. Мы считаем, что в этом случае он не сможет даже доехать живым до суда. Если будет принято решение об экстрадиции, оно будет означать для него верную смерть. Есть ли шансы вернуть Тордена в Россию — это будет зависеть от совместных усилий адвокатов и дипломатических сил», — заключила Наталия Мальгина.