На фоне специальной военной операции на Украине российские авиакомпании столкнулись с требованием крупных лизингодателей вернуть им самолеты. В то же время оказался перекрыт доступ к запчастям для лайнеров. О беспрецедентном кризисе в сфере авиаперевозок – в материале RTVI.
В четверг, 10 марта, в Москве открылась отраслевая выставка и конференция MRO Russia & CIS, посвященная актуальным вопросам технического обслуживания и ремонта воздушных судов. В кулуарах мероприятия Валерий Кудинов, возглавляющий в Росавиации управление поддержания летной годности воздушных судов, прокомментировал непростую ситуацию, в которой оказались российские перевозчики, отрезанные санкциями от рынка воздушной техники и запасных частей (а также добавил, что на стоимости билетов это сказаться не должно).
После того, как слова Кудинова появились в прессе, Росавиация поспешила заявить, что тот не имел полномочий говорить от лица ведомства. При этом официальная позиция в опровержении не указана.
Запрет на лизинг
Одно из слагаемых масштабного кризиса, перед лицом которого оказались российские авиаперевозчики, состоит в том, что значительная часть их воздушного флота – взятые в лизинг суда. Авиакомпании возят пассажиров на самолетах, которыми не владеют. При этом, как писал ранее «Коммерсантъ», санкции Европы против российской авиаотрасли беспрецедентны. Евросоюз запретил и новые поставки, и техническое обслуживание, и страхование лайнеров, а взятые в лизинг машины должны быть возвращены лизингодателям в течение марта.
По словам Кудинова, часть самолетов действительно придется вернуть. Впрочем, Росавиация опровергла это утверждение.
Как отмечал «Коммерсантъ» со ссылкой на агентство Cirium, доля взятых в лизинг самолетов у российских авиакомпаний – больше половины. Соотношение иностранных и отечественных бортов похожее – на зарубежные лайнеры приходится почти две трети воздушного флота.
«Лизинговые контракты включают положения, которые позволяют лизингодателю вернуть свой самолет в случае санкций или невозможности лизингополучателя поддерживать условия безопасной эксплуатации самолетов», – указывала газета, ссылаясь на пояснения к санкциям, полученные авиакомпаниями от лизингодателей.
В поисках запчастей
Кроме необходимости вернуть самолеты, перед российскими перевозчиками стоит вопрос обслуживания воздушного флота и закупки запчастей для лайнеров. Главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин еще 1 марта предупреждал, что обходные пути получения деталей есть (заказ через третьи страны), но в случае России могут не сработать.
«Смысл в том, что это в принципе не очень масштабируемая история. То есть если бы это был вопрос 20-30 самолетов, 50, как в каком-нибудь Иране, это одно, а когда речь идет о нескольких сотнях самолетов, как минимум 500 с лишним просто в лизинге, а остальные еще нуждаются в запчастях [это другое]», – говорил Шатилин в интервью BFM.ru.
На конференции MRO Russia & CIS Кудинов утверждал, что перевозчики сейчас ищут потенциальных поставщиков. «Мы дали поручение, чтобы сама авиакомпания определяла, где у нее есть возможности получить эти запчасти. Насколько я знаю, такая информация прошла, что обратились в Китай, например, и китайцы отказали», – заявил глава управления поддержания летной годности воздушных судов.
«Будем искать через другие страны. Возможно, через наших партнеров – через турок, может быть, через Индию. Каждая компания будет сама договариваться – мы просто будем помогать эти запчасти легализовать», – добавил он.
Также в качестве возможного решения Кудинов назвал реэкспорт комплектующих. Независимые эксперты ранее упоминали и «каннибализм» – разборку некоторых самолетов на запчасти.
Небывалые санкции
Утром 24 февраля Россия начала проведение специальной военной операции с целью «демилитаризации» и «денацификации» Украины, а также защиты Донецкой и Луганской Народных Республик. Страны Запада резко осудили боевые действия на украинской территории и ввели масштабные санкции, затронувшие и авиацию. С 26 февраля действуют запреты на поставки воздушных судов и запчастей к ним, а также на ремонт и страхование самолетов.
Ограничения против российских перевозчиков стремительно привели к невиданному ранее кризису. Только за один день, 10 марта, от представителей авиаотрасли пришло сразу несколько неутешительных вестей:
-
«Уральские авиалинии» подсчитали, что без остановки флота и разборки самолетов на запчасти смогут продолжать полеты еще только два-три месяца. Компания надеется на возможности по поставкам запчастей и материалов в обход санкций.
-
Грузовая авиакомпания «Атран» — одна из крупнейших грузовых авиакомпаний России — остановила полеты из-за нехватки запчастей, передает РБК. В компании также сообщили о сокращении численности персонала на 10%. Остальные 90% будут отправлены в отпуск.
-
Московский аэропорт «Шереметьево» на фоне ситуации в авиаотрасли временно закроет терминал D с 15 марта.
Наш ответ Западу
В качестве ответной меры на западные санкции Минтранс России предложил продлить сертификаты летной годности иностранных гражданских судов на полгода вперед. Также министерство выдвинуло идею продлить на полгода действие документов экипажей (из-за санкций пилоты, к примеру, потеряли возможность проходить проверки на тренажерах Boeing-777 и Boeing-747, так как их нет в России).
Кроме того, Минтранс предложил допустить российских юрлиц и индивидуальных предпринимателей к «самостоятельной разработке схем ремонта поврежденных элементов конструкции воздушного судна», хотя по правилам починкой любых повреждений самолета должны заниматься сертифицированные производителем компании.
Также в СМИ сообщалось, что рассматривается такая радикальная мера, как национализация самолетов, находящихся в лизинге у российских авиакомпаний. Еще один обсуждаемый вариант спасения воздушных перевозок хотя бы внутри страны – каботаж, то есть допуск иностранных авиакомпаний на внутрироссийские рейсы.
По мнению президента Шереметьевского профсоюза летного состава Игоря Дельдюжова, имеющиеся в России иностранные самолеты смогут летать без техобслуживания в течение нескольких месяцев, а если прибегнуть к разборке на запчасти некоторых лайнеров, то срок эксплуатации можно увеличить до года.