Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков 8 апреля в ходе брифинга прокомментировал журналистам взрыв в украинском Краматорске, рассказал о лидере ЛДПР Владимире Жириновском и обсудил запрет на ввоз угля в Евросоюз. RTVI собрал главные высказывания.
О взрыве в Краматорске
Отвечая на вопрос об ударе «Точкой-У» по вокзалу в Краматорске, Песков призвал ориентироваться на заявления министерства обороны России.
«Здесь нужно ориентироваться, прежде всего, на заявление Минобороны [России], которое исключает применение этой ракеты со стороны наших вооруженных сил. <…> Наши вооруженные силы такой тип ракеты не используют, также никаких боевых задач в Краматорске не было и не планировалось на сегодня» (здесь и далее — цитата по ТАСС).
О ходе спецоперации
По словам Пескова, Москва рассчитывает, что специальная военная операция на Украине может быть завершена в обозримом будущем.
Так он пояснил свои слова в интервью британскому телеканалу Sky News. Представитель Кремля тогда отметил, что Россия надеется, что «в ближайшие дни, в обозримом будущем, операция достигнет своих целей или закончится переговорами между российской и украинской делегациями».
Пресс-секретарь президента также прокомментировал слова главы НАТО Йенса Столтенберга о том, что члены альянса расширят поддержку Украины, Грузии, Боснии и Герцеговины из-за спецоперации России на Украине: «Мы убеждены и сохраняем нашу убежденность в агрессивном характере этого альянса. Это не оборонительный альянс. Любое расширение деятельности этого альянса, его влияния не несут дополнительной безопасности и стабильности».
О Жириновском
По словам Пескова, лидер ЛДПР Владимир Жириновский многое предвидел на международной арене: «То, что он предвидел очень многое и во многом был провидцем, это однозначно. И, наверное, он <…> своими какими-то резкими, порой даже эпатажными поступками, он понимал ту ситуацию, в которой окажемся мы все сейчас на международной арене».
Представитель Кремля отметил, что у Путина с лидером ЛДПР были доверительные отношения: «Они часто и регулярно встречались. Президент всегда с огромным интересом выслушивал мнение Жириновского».
Песков добавил, что глава ЛДПР был неотъемлемой частью новейшей истории России, и он останется в ней навсегда. Пресс-секретарь президента отметил, что для него Жириновский был еще и тюркологом, востоковедом.
«Есть ипостась, о которой мало кто знает: он до последних дней был членом попечительского совета Института стран Азии и Африки при МГУ, то есть его и моей альма-матер, мы вместе в этом совете. И его идеи о развитии востоковедения нашей страны, об адаптации современного российского востоковедения к новым реалиям лягут в основу новых программ по которым будут учиться студенты», — рассказал представитель Кремля.
Также Песков объяснил, почему Путин приехал раньше официального начала церемонии прощания с политиком: «Дело в том, что фактически Путин начал эту церемонию прощания, он был первый, кто принял в ней участие. После этого уже пошла длинная очередь. Это сделано специально, чтобы не прерывать очередь, не прерывать проход людей, которые хотели проститься. Он просто приехал пораньше».
О торговле углем и газом
«Потоки угля по мере того, как будут отказываться от [его] потребления в Европе, там тоже определенный график, насколько я понимаю, предусмотрен, будут переориентироваться на альтернативные рынки», — сказал Песков, комментируя пятый пакет санкций Евросоюза. Он отметил, что уголь по-прежнему остается востребованным товаром.
Представитель Кремля также прокомментировал слова главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен о том, что требование Москвы платить за поставки газа в рублях создаст риски для европейских компаний и приведет к обходу санкций ЕС против России.
«Мы уже неоднократно объясняли ту систему, которую предлагается применять. Мы неоднократно объясняли, что компании-покупатели как платили в евро, так они и будут [в них] платить, но просто на другие свои счета, которые потом, также на их счетах, будут конвертироваться в рубли», — отметил Песков.
Об исключении России из СПЧ ООН
Песков оценил решение о приостановке членства России в Совете ООН по правам человека: «Никакой добавочной стоимости совету это не дает, наоборот, он теряет в этой ситуации».
Он также объяснил, почему дружественные России страны проголосовали за ее исключение из СПЧ ООН: «Это не вопрос того, чтобы понять и простить [дружественные страны, которые все же проголосовали „за“]. Это вопрос понимания той непростой обстановки, того беспрецедентного давления и, я бы сказал, принуждения к русофобии. Всё это испытывают на себе все страны, которые пытаются занимать хоть сколь-нибудь сбалансированную позицию. Мы это понимаем».