18 апреля Турция начала военную операцию «Коготь» против Рабочей партии Курдистана на севере Ирака. Что спровоцировало конфликт, и почему его не стоит сравнивать с событиями на Украине — в материале RTVI.

Старший научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности МГИМО Юлия Кудряшова рассказала RTVI, что ничего нового в заявлении Минобороны Турции нет. По ее словам, на севере Ирака находится курдская автономия, где также располагаются отряды радикалов, которые перебрались из Сирии. Активность членов РПК на севере Ирака Кудряшова объяснила ослабленным состоянием властей Ирака.

Кроме того, регион, где находится курдская автономия, экономически более развит, чем федеральный центр Ирака, и между ними, несмотря на конфликт из-за РПК, есть политические и торговые отношения. Что касается отправки спецназа Турции, то это обычная практика, пояснила Кудряшова.

Курды находятся в горном районе, поэтому им легко перебираться из Ирака в Турцию, а представители РПК не раз были замечены в террористической деятельности. И если Анкара не принимает никаких упреждающих мер, то от действий курдских радикалов страдают пограничные юго-восточные регионы Турции, — добавила эксперт.

Она напомнила, что в 2019 году в Турции были зафиксированы взрывы военных баз, отделов полиции и так далее, Анкара считает причастными к этому курдов. Очередная отправка войск, скорее всего, связана именно с этим, допустила Кудряшова: турецкая разведка доложила о готовящихся диверсиях, Турция решила это предотвратить.

«Обычно спецоперации турецких военных занимают двое-трое суток. В это время идут воздушные атаки, довольно точечно, мирные жители, как правило, не страдают. Ирак на это обычно реагирует слабо, потому что Турция проводит спецоперацию только против курдов. То есть быстрая зачистка, и на некоторое время в регионе становится спокойно», — сообщила Кудряшова.

Захватить себе весь Ирак курды не смогут, потому что их в стране слишком мало, отметила эксперт, хотя их регион экономически более развит. По словам Кудряшовой, власти республики не станут на них нападать, потому что страну раздирают баталии политических кланов, и у Багдада «просто не хватит ресурсов на ведение гражданской войны в стране». Да и в целом федеральное правительство Ирака смирилось с автономией курдов, отметила эксперт.

Отношения Турции с курдами

Старший научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности МГИМО пояснила, что история отношений Турции с курдами всегда была напряженной, а в 90-х годах между ними шла кровопролитная война. Позднее турецкие власти смогли договориться с наиболее крупными представителями курдов, передав им отельный бизнес на Средиземноморье. В ответ курдские магнаты стараются контролировать действия курдов в Ираке, но «с фанатиками это не всегда удается», заметила Кудряшова.

После Первой мировой войны и развала Османской империи курды оказались разделены границами: одни остались в Турции, еще три части некогда единого народа — в Иране, Ираке и Сирии, пояснила кандидат исторических наук.

Наиболее независимыми оказались курды в Ираке, в том числе за счет автономии. В Сирии ситуация оказалась сложнее, потому что против курдов выступили не только турки и сирийцы, но и боевики из разных группировок, включая ИГИЛ*.

Игиловцы устраивают буквально геноцид курдов по религиозным причинам, потому что считают, что они недолюди и неверные. Курдам Ирана живется тяжелее всего, они буквально не поднимают головы, мы о них ничего не слышим. А курды в Турции воюют за свою независимость на протяжении почти всего XX века, — сообщила Кудряшова.

При этом [президент Турции Реджеп] Эрдоган, уточнила она, когда начал политику сближения с Евросоюзом, действительно провел некоторые демократические реформы в юго-восточных районах: например, разрешил открыть школы и телеканалы на курдском языке. Далее турецкие власти стали от этого постепенно отказываться, а после попытки госпереворота в 2016 году и вовсе провели политическую зачистку, под которую попали и курды.

Курды

Фотография: Zuma / TASS

Сейчас курды хотели бы создать общее государство, которое охватило бы часть Сирии и Ирака, на Иран они не рассчитывают, отметила Кудряшова. По ее словам, ранее сообщалось о проекте США под названием «Большой Ближний Восток», где в числе прочего упоминалось создание государства Курдистан.

То есть создание государства курдов было «стратегической разработкой американских военных экспертов», сказала Кудряшова. Она также подчеркнула, что никакой связи спецоперации Турции с событиями на Украине нет, это просто совпадение.

Учитывая, что это такой вялотекущий конфликт, подобные новости будут вновь возникать. Но здесь ничего не сделаешь, потому что хотя Турции и удалось начать сотрудничество с состоятельными курдами, среди последних остались люди, которые идут к своей цели создания независимого Курдистана несмотря ни на что.

«У РПК были большие надежды на вмешательство США, но те как-то забросили этот вопрос. Теоретически можно было бы как-то договориться с радикальными кланами курдов, но они все действуют разрозненно. При этом курды в Турции более светские, чем в Ираке, что тоже усложняет возможность их объединения», — сказала Кудряшова.

«Шаги упреждающего характера»

Директор исследовательского центра «Ближний Восток-Кавказ» Станислав Тарасов сообщил RTVI, что Турция уже «где-то в 201-й раз» отправляет свой спецназ на север Ирака. По его словам, такое происходит обычно после того, как разведка Анкары докладывает о возможных готовящихся ударах по территории Турции, в ответ турецкие силовики предпринимают «шаги упреждающего характера».

«То есть объявляют какие-то военизированные отряды курдов подконтрольными РПК и, следовательно, террористическими. Багдад обычно протестует, но, скорее всего, у них есть секретное соглашение с Анкарой по борьбе с РПК. Но есть и курды, которые сотрудничают не с РПК, а с Турцией, тоже обычная история», — пояснил аналитик.

По мнению директора исследовательского центра «Ближний Восток-Кавказ», «притягивать за уши украинский конфликт сюда не стоит», потому что Турция действует силовыми методами против курдов уже много лет.

«Сам конфликт тянется уже 40 лет, потери, по официальным данным Анкары, среди турецких военных за это время составили 70 тыс. человек. Потери среди курдов они не считают, но там погибших, думаю, в три раза больше», — сказал Тарасов.

Самое интересное в этой ситуации связано с отношениями двух членов НАТО — Турции и США, продолжил эксперт. Анкара сражается против курдов, для нее это вопрос нацбезопасности. И поддерживающий курдские формирования Вашингтон это осознает, добавил Тарасов.

Турция, разумеется, не может не реагировать, потому что курды ее окружают на границе Сирии и Ирака. Кроме того, в Ираке после вторжения американцев появилась курдская автономия. Это дало надежду сирийским курдам, что и у них будет так же, ведь они сражаются против ИГ* и так далее.

«Всего на восточных границах Турции проживает в общей сложности 15 млн курдов. Если они запросят автономию, то это будет развал Турции, она потеряет свою государственность и возможность быть членом ЕС», — отметил Тарасов.

курдский солдат

Фотография: Scott Mc Kiernan / Zuma / TASS

Эксперт пояснил, что курды хоть и являются единым народом, но разница между ними есть, как между русскими, украинцами и белорусами. Кроме того, есть и политические моменты: например, РПК какое-то время исповедовала идеи, близкие марксизму, но вряд ли эти идеи могли объединить остальных курдов.

«Еще у них нет лидера. Поэтому иранские курды не хотят объединяться вокруг иракских курдов, ведь для них историческая родина находится на территории Турции. При этом в самой Турции курды голосовали за Эрдогана, потому что он им обещал автономию, а потом передумал. Теоретически США могут поддержать создание Курдистана, но насколько это возможно, покажет время», — сказал Тарасов.

Ход турецкой спецоперации

В министерстве обороны Турции 18 апреля сообщили, что операция была начата «против террористических целей на севере Ирака (так называемые районы Метина, Зап и Авашин-Басьян)».

Участие в ней принимают военно-воздушные силы Турции и спецназ. Боевые действия идут на земле и в воздухе, в них задействованы артиллерия, вертолеты и авиация.

По данным ведомства, обстрелам были подвергнуты иракские районы Метина, Зап и Авашин-Басьян, штабы РПК, их укрытия и военные склады.

«Вооруженные силы Турции будут продолжать борьбу с терроризмом ради безопасности нашей страны и нации с решимостью, пока не будет нейтрализован последний террорист», — говорится в заявлении Минобороны. Военные утверждают, что они не стреляют по гражданским.

Что говорят курды

Турками был обстрелян центр района Зерган, утверждает курдское информагентство Hawar News Agency. Огонь был открыт из минометов. Артиллерийские удары также были нанесены по деревням Асадие, Хадрави, Дада Абдель, Рабиат и Хирбет Шаир. Информации о жертвах и нанесенном ущербе с курдской стороны пока нет. Как пишет агентство со ссылкой на Roj News, курдам удалось «сорвать операцию» и ликвидировать восемь турецких военных.

* признана террористической организацией, ее деятельность запрещена в России