Мосгорсуд по требованию Минюста 25 января принял решение о ликвидации старейшей правозащитной организации в России — Московской Хельсинкской группы (МХГ). RTVI собрал реакции правозащитников, юристов и политиков на это.

Правозащитница, член СПЧ Ева Меркачева

«Это чудовищное решение. На мой взгляд, это большая ошибка. <…> Это очень страшно. <…> Нам показали, что мы живем совершенно в иной реальности, что все прошлые достижения, заслуги ничего не значат, что даже прошлое расположение руководителей власти к отдельной организации сейчас не имеет значения. Нам также сказали, что не может быть полутонов и что любая деятельность, которая как-то не стыкуется с официальной точкой зрения, является априори незаконной и будет ликвидирована, так или иначе — организацию закроют, а человека посадят».

Член СПЧ, председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов

Анатолий Жданов / Коммерсантъ

«После определенных заявлений руководителей Московской Хельсинской группы это решение было предсказуемо и понятно. Во всяком случае, в сегодняшних условиях оно объяснимо. <…> Я понимаю, что сегодня мир разделился, к сожалению, не из-за России. Каждый должен либо молчать, либо принимать какую-то точку зрения. <…> Хотя мне как человеку, который очень долго поработал с Людмилой Михайловной [Алексеевой], — и я отношусь к ней до сих пор с неким трепетом, и у нас были прекрасные отношения, — мне жалко. Но это не значит, что я это решение осуждаю. Я его понимаю».

Председатель правления «Международного Мемориала»* Ян Рачинский

«Процесс по ликвидации МХГ продемонстрировал и традиции (в части независимости суда от закона и фактов), и некоторую новизну — в отношении скорости рассмотрения. <…> Даже полный рабочий день не потребовался на оформление судом решения, принятого другими инстанциями ранее. Видимо, ликвидаторы решили не тратить время на симуляцию правосудия <…> Но эти попытки повернуть историю вспять тщетны. Примечательное совпадение: как раз в тот момент, когда судья оглашал одно из «прегрешений» МХГ — наблюдение на процессе о пытках в Ярославской колонии, — пришла новость, что суд подтвердил приговор садистам из ФСИН».

Политик Лев Шлосберг

Владимир Гердо / ТАСС

«Московский городской суд принял решение ликвидировать Московскую Хельсинкскую группу и тем самым поставил себя в один ряд с погромными судами советской эпохи. Советский режим закончился моральным и государственным крахом. Постсоветский режим ждёт такая же историческая участь. <…> Цветы Путина у гроба Людмилы Михайловны Алексеевой превращены в судебную пыль. Все на своих местах в истории. Без грима и прикрас».

Председатель партии «Яблоко» Николай Рыбаков:

«Это не основанное на праве и политически мотивированное решение, принятое теми, кто восстанавливает государство, в котором нет места правам человека. Партия «Яблоко» выражает свою безусловную поддержку Московской Хельсинской группе».

Юрист «Команды против пыток» Петр Хромов

«Происходящее сюрреалистично и является просто вольной запретительной трактовкой Минюстом положений закона. Голос разума звучит лишь со стороны ответчика».

Сообщество адвокатов и правозащитников «Первый отдел»

«Несмотря на то, что решение суда было предсказуемо, оно все равно вызывает удивление и возмущение. <…> Государство уже много лет преследует и самих правозащитников — причём самых уважаемых, достойных и смелых. Решения суда маскируются за путинским новоязом: «ликвидация» — это такой же эвфемизм, как «спецоперация» или «хлопок». То, что произошло сегодня в Мосгорсуде — это убийство. Это преступление, совершенное государством. Но мы не сомневаемся, что Московская Хельсинкская группа выживет. Самоорганизация сильнее формальной организации».

Журналист Мария Баронова

«Напишу то, что и так всем понятно. Ликвидация Московской Хельсинской Группы — это даже мерзее, чем ликвидация «Мемориала»*. Чиновники и суд уничтожают в том числе и память о Людмиле Алексеевой».

Юрист Павел Чиков:

Зураб Джавахадзе / ТАСС

«Это по сути разрушение памятников. Не физических, а интеллектуальных и культурных. Удаление из видимого общественного пространства символов гуманизма, мира, прогресса и прав человека».

Блогер Николай Подосокорский

«Я выражаю всецелую поддержку МХГ и моим друзьям, являющимся ее членами и сторонниками, которые честно и бескорыстно многие годы делали свое дело во благо России и ее граждан. Конечно, история МХГ на этом не заканчивается. Ее уже закрывали, и мы все знаем, чем обернулось такое решение для держиморд менее чем через 10 лет. Надеюсь, что все доживем до благоприятных перемен».

Адвокат Генри Резник

«Решение суда <…> незаконно и будет нами обжаловано, мы будем сражаться дальше и пройдем все инстанции. Сейчас тяжелая ситуация, но призываю всех не предаваться унынию. Нам нужно сохранить способность независимо мыслить и сохранить веру в здравомыслие».

Адвокат МХГ Михаил Бирюков

«Мы считаем это решение неправосудным и не основанным на доказательствах, иск — необоснованным. Мы, естественно, будем обжаловать это. Суд занял один день, не были допрошены свидетели, нам было отказано в истребовании доказательств, поэтому у нас есть все основания для подачи апелляционной жалобы <…> Деятельностью на территории другого субъекта федерации Минюст расценил чтение лекций онлайн! Совершенно абсурдные доводы, тем не менее, они послужили основанием для принятия решения о ликвидации».

Руководитель правовых программ МХГ Роман Киселев

«Прокуратура и Минюст приложили целенаправленные усилия, чтобы найти основания для ликвидации, и тот факт, что нам не было предложено попробовать исправить нарушения, несмотря на их незначительность, только свидетельствует о том, что это требование преследует одну-единственную цель — уничтожить старейшую правозащитную организацию России».

* признан НКО-иноагентом и впоследствии ликвидирован