Банк России выступает против того, чтобы специально снижать курс рубля, так как это приведет к ускорению роста цен, предупредил 20 июня зампред ЦБ Алексей Заботкин на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам, за трансляцией которого следил RTVI. Накануне председатель ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что «рубль должен оставаться плавающим».
«Таргетирование валютного курса — это по сути, отказ от самостоятельной денежно-кредитной политики», — отметил Заботкин. Если установить фиксированный курс по отношению к доллару или евро, то Россия по существу откажется «от самостоятельной денежно-кредитной политики в пользу той страны, к валюте которой мы наш курс привязываем», предупредил зампред ЦБ.
Таргетирование рубля применялось в 2000-х годах и первой половине 2010-х годов. Тогда инфляция на Западе была низкой. Теперь из-за высокой инфляции покупательная способность доллара и евро перестала быть устойчивой, отметил Заботкин: «Если привязывать курс к валюте экономики с инфляцией 8-10%, то и у нас инфляция будет такой же. Этот вариант неприемлем». С позицией ЦБ согласился глава Счетной палаты Алексей Кудрин, который счел радикальный переход на таргетирование рубля маловероятным.
Инфляция в России в мае составила 17,1%. В 19 странах еврозоны инфляция ускорилась до рекордных 8,1%. Наибольший вклад в ускорение цен внесли энергоносители, которые подорожали почти на 40%. В США в мае инфляция взлетела до 8,6%, побив новый рекорд за 41 год.
О том, что нужно как можно скорее вернуться к оптимальному для бюджета курсу в 70-80 рублей за доллар, заявил первый вице-премьер Андрей Белоусов «Интерфаксу». Сейчас ЦБ таргетирует инфляцию, а не рубль. После заморозки Западом золотовалютных резервов, таргетирование инфляции перестало работать, отметил вице-премьер.
Курс рубля стремительно укрепляется до невиданных с 2015 года значений. В первой половине июня он торговался на уровнях 56—61 рубль за доллар и 20 июня прикоснулся к отметке 55,5 рубля за доллар. По словам президента Владимира Путина, доллар «скукоживается».
Крепкий рубль — следствие валютных ограничений, роста цен на энергоносители и резкого падения импорта. «Переукрепление» рубля — главный вызов для экономики, отмечал глава Минэкономразвития Максим Решетников. Излишне крепкий курс не выгоден ни экспортерам, ни импортерам, ни бюджету, 40% доходов которого приносит экспорт энергоносителей.