В Новосибирске менее, чем за год, арестован по подозрению в госизмене уже третий ученый, занимающийся вопросами аэродинамики. Как рассказал RTVI врио директора Институте теоретической и прикладной механики СО РАН доктор физико-математических наук Евгений Краус, дела против ученых уже привели к оттоку студентов и аспирантов, желающих заниматься аэродинамикой, и сокращению публикаций в международных журналах.

Об аресте главного научного сотрудника Института теоретической и прикладной механики (ИТПМ) Сибирского отделения РАН, специалиста по аэродинамике Валерия Звегинцева стало известно 16 мая из открытого письма сотрудников института. Он стал третьим ученым ИТПМ, арестованным по подозрению в госизмене за последний год. Летом 2022 года по этой статье был арестован главный научный сотрудник института, специалист в области динамики вязкого газа и гиперзвука Анатолий Маслов, позднее — директор института Александр Шиплюк, член президиума Сибирского отделения РАН, специалист по исследованию проблем высокоскоростного полета.

По словам врио директора института Евгения Крауса, Звегинцев три недели не появляется на работе, а органы, стоящие за его арестом, не присылали в институт никаких уведомлений. Краус рассказал, что Звегинцев работает в институте с 1968 года и занимается широким спектром вопросов, связанных с аэродинамикой.

При этом на фоне дел, возбужденных против ученых по статье о госизмене, в институте уже наблюдают отток молодых специалистов, желающих заниматься этой тематикой, добавил врио директора. «Отток недошедших аспирантов, не пришедших студентов составляет 10-20%. Наше мнение выражено в обращении, в котором ученые не понимают, как жить дальше», — отметил Краус.

Врио директора института подчеркнул, что также среди ученых примерно на 30% сократилась и публикационная активность в иностранных журналах — один из показателей эффективности работы, который требуют с российских ученых. «Количество публикаций сократилось существенно. Все наши публикации проходят через 1-й отдел и экспертный контроль», — пояснил Краус, добавив, что в настоящее время институт почти не занимается международным сотрудничеством.

«Так как мы — один из ведущих институтов по аэродинамике, с нами активно работали и, как теперь говорят, «недружественные» страны, и дружественные. С 2014 года закончились международные контракты с европейской частью… Международная деятельность практически равна нулю», — пояснил Краус, добавив, что в области аэродинамики к нулю свелось и сотрудничество с Китаем.

Как сообщил ТАСС, поводом для подозрений в госизмене стала публикация Звегинцева в иранском журнале на тему газовой динамики. Эту информацию в руководстве института не подтвердили, и не опровергли.

Как указано на сайте института, Звегинцев в 2001 году был основателем лаборатории аэрогазодинамики больших скоростей, которую в 2006 году возглавил Шиплюк. В журнале «Прикладная механика и техническая физика» Сибирского отделения РАН опубликованы статьи ученого, посвященные анализу особенностей поведения кумулятивных струй, разгону массивных тел газодинамическими методами, полетам летательных аппаратов с прямоточным воздушно-реактивным двигателем, двигателям малоразмерных ракет, стартующих с поверхности земли, и другие работы.

«В этой ситуации мы не только боимся за судьбу наших коллег. Мы просто не понимаем, как дальше делать свое дело. С одной стороны, основным показателем качества нашей работы в рамках государственного задания и проектов российских государственных фондов и ведомств является степень представления наших результатов научному сообществу, включая научные публикации и выступления на конференциях, — говорится в открытом письме коллег Звегинцева. — С другой стороны, мы видим, что любая статья или доклад может стать причиной обвинений в государственной измене. То, за что нас сегодня награждают и ставят в пример другим, завтра становится причиной уголовного преследования. В этой ситуации нашему институту — единственной в стране академической организации, обладающей обширной базой для экспериментальных и численных аэродинамических исследований — просто невозможно работать».