Депутат Госдумы от «Единой России» Султан Хамзаев предложил исключить обязательное изучение английского языка из школьной программы. По его мнению, язык стал международным только из-за того, что его «обязательно всовывали в программу». RTVI узнал, что думают об инициативе депутата в Государственной думе.
Яна Лантратова, первый зампред комитета Госдумы по просвещению
«Убеждена, что изучение иностранных языков очень важно для всестороннего развития наших ребят, наших школьников и знание одного или нескольких иностранных языков — возможно, не главный, он один из показателей уровня образования», — сказала Лантратова RTVI.
Что касается обязательности изучения иностранных тех или иных иностранных языков, то это сложный и комплексный вопрос. Прежде всего, это вопрос кадровой политики и достаточного количества педагогов.
Кроме того, изучение английского языка в школах было обусловлено большим экономическим влиянием стран, в которых английский язык распространен и используется.
Сложно спорить с тем, что такое изучение для наших ребят, по крайней мере на сегодняшний день, — это дополнительные возможности и перспективы карьерного и профессионального роста.
Вместе с тем, сегодня также очевидно, что в условиях изменения миропорядка возрастает роль других экономик и их национальных языков. В этой связи считаю, что вопрос обязательного изучения тех или иных языков является актуальным, но требующим тщательного и детального обсуждения и проработки, прежде всего с родительским сообществом с педагогами.
Анатолий Вассерман, член комитета Госдумы по просвещению
30 назад на брейн-игре был вопрос: какой язык, по мнению англичан, самый распространенный в мире. Ответ — ломанный английский. Он стал самым распространенным в мире не по чьей-то прихоти, а потому что на протяжении большей части XIX века Британия была главным в мире промышленным производителем. В середине ХХ века эту роль взяли на себя США, соответственно, именно английский язык оказался самым нужным в других странах, чтобы договариваться о закупках.
«Сейчас эту роль постепенно перетягивает на себя Китай, и я не исключаю, что через какое-то время самым распространенным в мире языком станет ломанный китайский. Но пока даже самим китайцам гораздо проще договариваться с партнерами на том самом ломанном английском», — заявил Вассерман в беседе с RTVI.
Роль школьного обучения этому языку зависит не от воли какого бы то ни было депутата, а исключительно от объективных обстоятельств, объективного хода развития мира. Естественно, если предложение будет принято, к учителям английского начнут обращаться в частном порядке, они все в одночасье превратятся в репетиторов, а их доходы при этом еще и возрастут. Я уж не говорю о том, что весьма значительный пласт культуры, созданный именно на английском языке, лучше читать в оригинале, чем в переводе.
Русская цивилизация — самая интегристская из всех когда-либо существовавших, то есть мы легче и охотнее всех прочих воспринимаем чужие культурные достижения, осваиваем их и далее развиваем как свои собственные. Это наше весьма важное достоинство, не следует об этом забывать, и тем более не следует возводить на его пути какие-то искусственные препятствия.
Евгений Ревенко, замруководителя фракции «Единой России» в Госдуме
[Это личная инициатива Султана Хамзаева, во фракции она не обсуждалась,] но не вижу в этом ничего страшного: если есть запрос, то в обществе это обсудят. У нас свобода мнений.
Но не думаю, что мы придем к отмене изучения английского языка. Напомню, что во время и после Великой Отечественной в школах СССР как изучали немецкий, так и продолжали изучать. Надо знать язык противника.
Олег Смолин, первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию
«Исключать изучение английского языка в школах, конечно, нельзя ни в коем случае, это язык международного общения. При этом было бы полезно разнообразить изучение иностранных языков, значительная часть мира говорит на китайском, на испанском, но это должно быть правом выбора детей», — заявил Смолин.
Я против того, чтобы исключать английский из школьной программы, но я за то, чтобы изучение иностранных языков было более разнообразным. Я хочу напомнить, что в советский период обычно изучали два или три языка — английский, немецкий и французский, плюс гораздо реже испанский.
Иностранный язык входит в обязательную программу. Сейчас почти везде изучают английский, а второй язык — на факультативной основе. Я бы вернулся к практике, когда есть возможность выбора: изучать в школе английский, либо те же немецкий или французский, либо испанский, на котором говорит значительная часть людей, либо китайский, хотя его учить гораздо сложнее. Не надо крайностей, но разнообразие действительно полезно.