Экс-глава Минобороны ДНР Игорь Стрелков (Гиркин) считает себя более перспективным кандидатом в президенты России, чем действующий глава государства Владимир Путин. Такое заявление от его имени было опубликовано 30 августа в его же телеграм-канале и вызвало в основном сомнения.

Жена самого Стрелкова Мирослава Регинская заявила RTVI, что не может подтвердить достоверность заявления. «Нет, я никак не могу прокомментировать это, я с мужем лично не общалась», — сообщила она.

Лидер движения «Гражданская солидарность» Георгий Федоров признал, что заявление о выдвижении Стрелкова кандидатом в президенты стало для него «неожиданностью», поскольку на съезде «Русского движения Стрелкова» (РДС) об этом «речи не шло», а после его ареста «вопрос ушел из повестки сам собой».

При этом Федоров выражает уверенность в том, что это решение принято самим Стрелковым. «Ставки повышены. Теперь без эмоций», — пишет он, излагая аргументы за и против выдвижения.

Лидер «Гражданской солидарности» напомнил, что Стрелков не осужден и имеет право баллотироваться в президенты даже из СИЗО, если заручится поддержкой 500 или более избирателей. Далее Федоров излагает правила выдвижения кандидата, делая вывод о том, что «самовыдвижение — это единственный путь».

Он признает, что теоретически вполне реально выполнить все формальные требования, но для этого потребуются «серьезные деньги и иные ресурсы» при дефиците времени, а власти при этом все равно «могут заблокировать возможность выдвижения».

«Я считаю, что на будущих президентских выборах можно и нужно выдвигать единого кандидата от лево-патриотической оппозиции. Иного пути нет. В идеале — провести некие праймериз и поддержать самого сильного. Знаю, что такие праймериз будут. Рекомендовал бы Игорю Стрелкову участвовать в них. Это было бы полезно. Победить или достойно выступить против административного кандидата можно только консолидированно», — подытожил глава «Гражданской солидарности».

Депутат Госдумы и экс-премьер ДНР Александр Бородай, напротив, заявил News.ru, что не стоит серьезно воспринимать заявление Стрелкова о намерении выдвинуться кандидатом в президенты, поскольку у того «нет никаких принципов». По оценке парламентария, Стрелков хорошо владеет пиар-методиками и пытается привлечь к себе внимание, как герой рассказа Достоевского «Крокодил».

«Он <…> понимает, что каждый день, проведенный «внутри крокодила», заставляет его и не так не слишком большую, мягко говоря, популярность, съеживаться и скукоживаться, как шагреневую кожу», — образно описал Бородай ситуацию, в которой Стрелков оказался после ареста.

Политконсультант Лев Вершинин выразил уверенность в том, что сообщение в телеграм-канале Стрелкова — это, «безусловно, фейк», и «не может быть иначе». Он считает экс-министра обороны ДНР «умным человеком», который «не стал бы бросать такой вызов» — и даже при желании «пожертвовать собой» не смог бы опубликовать подобное сообщение из СИЗО.

При этом Вершинин признает, что теоретически Стрелков мог организовать публикацию «предвыборного» заявления через своего адвоката». «Но никакой адвокат, руководствуясь интересами клиента, такой текст не вынес бы и не опубликовал бы», — рассуждает политконсультант. В целом Вершинин уверен в собственной правоте и оговаривается: если он все же ошибся, то «вся логика летит в тартарары».

По его оценке, автор опубликованного в телеграм-канале Стрелкова текста о президентских выборах, кто бы он ни был, «сделал это зря», поскольку такое заявление, даже если считать его содержание справедливым, дает отличный повод «оставить полковника Стрелкова за решеткой на подольше».

Вершинину ответил бывший «народный губернатор» Донецка Павел Губарев. В своем телеграм-канале «Рядовой Губарев» он заявил, что в «текст подлинный», но невозможно объяснить, как и почему он увидел свет.

«Я не знаю как это объяснить, разве что тем, что Стрелкова пытают или он сошел с ума», — пишет Губарев.

В вызвавшем такой резонанс сообщении Стрелкова перечисляются плюсы его кандидатуры на пост президента России по сравнению с действующим главой государства, якобы актуальные в условиях продолжающейся военной операции на Украине.

Преимуществами Стрелкова названы:

  • компетентность в военном деле и готовность «выполнять обязанность верховного главнокомандующего как положено по Конституции»,
  • адекватное отношение к «уважаемым партнерам» типа Барака Обамы, Дональда Трампа, Ангелы Меркель, Петра Порошенко и Владимира Зеленского, которые «восемь лет водили за нос» Владимира Путина на разных международных площадках, включая Минский и Нормандский форматы,
  • готовность сместить руководителей силовых структур, которые тоже «водили за нос» президента и сейчас «продолжают удивлять своей некомпетентностью», а Путин «слишком добр», чтобы принять по ним адекватные кадровые решения,
  • отсутствие обещаний, которые надо выполнять (в отличие от «высоконравственной личности» Путина, якобы диктующей ему обязательства перед бывшими покровителями),
  • отсутствие друзей-миллиардеров и «прочих бизнесменов», которым нельзя «ни в чем отказать» и из-за которых якобы продолжается «вывоз капитала» из России, а военное производство «растет гораздо медленнее, чем капиталы друзей президента»,
  • неспособность «надоедать дорогим избирателям» на президентском посту «20 с лишним лет», поскольку «чисто физически» Стрелков, как он сам утверждает, «не настолько спортивен и здоров», как Путин был в его возрасте.

Игорь Стрелков (Гиркин), который в 2014 году занимал пост министра обороны ДНР, был задержан 21 июля в Москве. Мещанский суд Москвы 21 июля арестовал Стрелкова на два месяца, до 18 сентября.

Ему вменили призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ч. 2 ст. 280 УК, максимальное наказание — пять лет лишения свободы). Поводом для предъявления обвинения стали несколько публикаций в телеграм-канале Стрелкова. Сам он просил отправить его под домашний арест, поскольку ему на тот момент диагностировали стенокардию второй степени.