Турция, которая выступает против вступления Финляндии и Швеции в НАТО, выдвинула пакет требований в обмен на изменение своей позиции, пишут Bloomberg и Sabah. Среди них: отказ от сотрудничества с Рабочей партией Курдистана (запрещена в Турции), поставки американских боевых самолетов и снятие санкций за покупку российских C-400. Опрошенные RTVI политологи считают, что Турция по каким-то пунктам получит желаемое, при этом Анкара хочет заставить относиться к себе более уважительно. Кроме того, на пути Хельсинки и Стокгольма еще находятся Хорватия и Венгрия, которые, как и Турция, не прочь поторговаться за свои интересы.
Директор исследовательского центра «Ближний Восток-Кавказ» Станислав Тарасов
О том, чем вызвана позиция Турции
Это абсолютно нормально для Турции: она ведет оппозиционную политику, демонстрируя НАТО свою самостоятельность. Тем более, что у нее свой взгляд на природу украинского кризиса. Об этом говорит заявление [главы МИД Турции Мевлюта] Чавушоглу, где заявлялось, что Запад спровоцировал этот конфликт, и осуждалась его политика.
Во-вторых, Турция скептически относится к расширению НАТО и считает, что включение Швеции и Финляндии расшатывает и снижает боеспособность, безопасность альянса. Это связано с тем, что США, по мнению Анкары, переключают внимание в балтийском, скандинавском направлении, в то время как для Турции важен южный фланг.
В-третьих, они придрались к курдскому вопросу, так как понимают, что за этим стоят американцы. Здесь Запад и США повели себя грубо по отношению к [президенту Турции Реджепу] Эрдогану, пригрозив ему санкциями [из-за боевых действий против курдов], в то время как турецкая сторона пыталась по-тихому найти компромисс. Раз Запад придал этому скандальное звучание, то в ответ, как считает Эрдоган, Турции должны пойти навстречу и что-то дать взамен.
Может ли позиция Турции помешать расширению НАТО
Турция, скорее всего, понимает, что вступлению в НАТО Швеции и Финляндии она помешать не может, потому что речь пока идет о политической составляющей, а не военной. Но Анкара может затянуть процесс и кризис в НАТО, в чем не заинтересован ни один из членов альянса.
Они [НАТО] вынуждены сейчас, что называется, будут пойти на уступку Турции, которая как бы говорит: «Дайте нам взамен хоть что-нибудь». Скорее всего, какой-то компромисс будет найден, но вряд ли они смогут добиться выполнения каких-то фундаментальных требований. Возможно, финны и шведы пойдут на какие-то локальные ограничения, но не более того. Возможно, будет разрешен вопрос с вооружением, самолетами. Но американцы не откажутся от поддержки курдов.
Как позиция Анкары связана с конфликтом России и Украины
Турция таким образом вновь показывает себя одним из ведущих игроков на мировой арене и одновременно миротворцем-посредником между Россией и Украиной. И совершенно не случайно именно в этот момент появились утечки информации о возможном визите [президента России Владимира] Путина [в Турцию]. Так турки демонстрируют [президенту США Джо] Байдену: «Ты не хочешь с нами общаться? Пора бы поговорить с Путиным, а ты даже со мной не хочешь общаться. Тогда с Путиным буду говорить я». Это такая игра, потому что политика состоит из торговли. Разве Россия в политике не торгуется?
Отличие диалога Турции с Россией от общения с западными странами НАТО
Нужно понимать, что Турция перестала принимать ту колониальную стилистику общения с собой, которую демонстрируют некоторые участники НАТО. Эрдоган требует к себе уважения. Когда он говорит с Путиным, то разговор идет на равных, несмотря на множество разногласий. Естественно, в этих разговорах Турция не стоит по стойке смирно. Кроме того, среди турков тоже достаточно сильно развит антиамериканизм, а критика поведения России не носит такой разрушительный характер, как на Западе. Но из НАТО Турцию не выгонят, альянс можно покинуть только по своему желанию.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин
Зачем Турции протестовать против расширения НАТО?
Это нужно, чтобы получить максимальную выгоду для своей страны. Вряд ли Эрдоган пойдет на конфликт с США и будет блокировать вступление Швеции и Финляндии в альянс. Взамен получит уступки по самолетам, отмену санкций и так далее, то есть какие-то паллиативные меры со стороны стран НАТО и кандидатов на членство в альянс.
По курдам решить вопрос будет сложнее, и не только из-за США. Дело в том, что курды занимают важное место в политике Швеции, где от них есть свои депутаты. И выдавать их никто не будет, потому что это будет грандиозный скандал. Максимум — согласятся на арест счетов или что-то такое, потому что шумихи будет меньше. Швеция придерживается с конца XX века политики соблюдения прав человека, так что курдов Турция от них не получит, особенно учитывая репутацию Эрдогана.
В Финляндии ситуация аналогичная. Еще в советские времена глава МИД Финляндии, коммунист Юрьё Лейно выдал Москве 20 человек (среди которых были белые эмигранты), хотя далеко не все в стране это поддерживали. В Финляндии выданных граждан назвали «узниками Лейно», а он сам стал одной из самых неприятных фигур в истории страны. И никто, само собой, повторить его судьбу не хочет.
Как действия Турции связаны с российско-украинским конфликтом?
Эрдоган действует как шахматист и играет на нескольких досках сразу. Поэтому его действия могут быть связаны и с предполагаемым визитом Путина. Однако есть один момент: для России вступление Швеции и Финляндии в НАТО не является таким запредельным моментом, как это было с Украиной. Потому что после распада СССР Россия все равно воспринимает Украину как нечто свое, в то время как Швеция и Финляндия никогда «своим» не были. Поэтому и вступление Эстонии, Латвии и Литвы в НАТО прошло более гладко, потому что они были своего рода «советским Западом». Украина такой не была.
Для России это, конечно, неприятно, но участие Финляндии в НАТО не носит враждебного характера. Об этом говорит и разговор Путина с финским лидером. Не было такого: «Если вступите, то будет совсем плохо», имея в виду переброску ракет и так далее. Совсем плохо было у Сталина в 1939 году [тогда СССР напал на Финляндию и спустя четыре месяца, не сумев завоевать страну, забрал себе часть территорий].
Для Эрдогана важно играть роль посредника. Но разговора Путина и [президента Украины Владимира] Зеленского в ближайшее время точно не будет, потому что нет документов для подписи, да и переговоры фактически остановлены. А просто собраться и поговорить, мало кому интересно. Впрочем, Турция во время визита Путина может убедить его перенаправить ей украинских военных из Мариуполя.
О судьбе Турции в НАТО
Наказать Турцию будет сложно. Конечно, звучат требования, что надо исключить Турцию из блока, что она не совсем демократическая страна, а Эрдоган ведет себя как своего рода турецкий султан. Но исключать страну, которая занимает такое стратегически важное место [на карте] вряд ли кто-то будет. Да и сам Эрдоган не хочет исключения. Это просто очередная политическая игра.
Что потребовала Турция в обмен на одобрение вступления Швеции и Финляндии в НАТО?
Как пишет Bloomberg со ссылкой на высокопоставленные источники в Анкаре, Турция выдвинула следующие требования:
-
возвращение в программу подготовки пилотов F-35;
-
снятие санкций за закупку российских C-400,
-
Швеция и Финляндия признают Рабочую партию Курдистана (РПК) террористической организацией, а также отказываются от запрета поставок оружия, который был введен в 2019 году из-за боевых действий Турции против курдов в Сирии.
Sabah пишет, что Анкара планирует передать Стокгольму и Хельсинки манифест, состоящий из десяти требований. Среди них:
-
признание РПК террористами;
-
отказ от принятия членов РПК в парламенты двух стран;
-
прекращение поддержки отрядов курдов в мире;
-
избегание контактов с руководством РПК;
-
запрет на распространение информации от сторонников организации «Хизмет» (ФЕТО, признана в Турции террористической);
-
ускорение процедуры экстрадиции курдов по запросу Анкары и создание механизма тесного сотрудничества с Анкарой в сфере борьбы с терроризмом;
-
блокировка счетов РПК и связанных с ней организаций.
Швеция и Финляндия решили вступить в НАТО в мае 2022 года на фоне спецоперации России на Украине. 18 мая послы двух стран официально передали свои заявки генсеку блока Йенсу Столтенбергу. Теперь документы рассмотрит Североатлантический совет, после чего решение должны будут ратифицировать все 30 стран альянса.
Действия Швеции и Финляндии не поддержал президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. По его словам, обе страны помогают террористам и ввели против Анкары санкции. Генсек НАТО Йенс Столтенберг, который выступал в поддержку членства Швеции и Финляндии, призвал все же учесть опасения Турции и решить «любые проблемы, связанные с безопасностью».