В июле Госдума может принять пакет законов, которые дают правительству новые полномочия в связи с проведением Россией спецоперации на Украине. В частности, речь идет о поправках, обязывающих бизнес выполнять госзаказы в интересах армии и спецслужб. Для этих целей предприятия и их сотрудники должны будут работать в ночное время и в выходные дни. В нижней палате парламента RTVI пояснили, что речь идет лишь о тех производствах, которые уже работают в оборонной сфере, а нормы документа призваны урегулировать вопросы, которые до этого не возникали.
О чем говорится в законопроекте
В пояснительной записке к документу, подписанному премьер-министром Михаилом Мишустиным, говорится, что в условиях проведения спецоперации на Украине «возникает краткосрочная повышенная потребность в ремонте вооружения и военной техники и обеспечении материально-техническими средствами». В связи с тем, что быстрый ремонт военной техники проводится в условиях санкций, требуется временно (на какой срок, не уточняется) усилить работу по отдельным отраслям экономики и «дозагрузить производственные мощности организаций оборонно-промышленного комплекса, включая мобилизационные».
Чтобы решить эти проблемы, правительство хочет получить право вводить спецмеры в экономике, а также определять порядок их финансирования и материально-технического обеспечения. Кроме того, кабмин просит предоставить ему право в рамках введения специальных мер регулировать вопрос переработок сотрудников, включая их привлечение к работе в ночное время, в выходные и по праздникам.
Специальные меры в экономике не потребуют дополнительных трат из федерального и регионального бюджетов, отмечается в пояснительной записке. Кроме того, заказчик (Минобороны, ФСБ, МЧС и Росгвардия) может изменить условия по контракту в процессе: увеличить объем товара или скорректировать цену. Также в документе сказано, что правительство должно получить право на «временное расконсервирование мобилизационных мощностей и объектов» и «разбронирование материальных ценностей государственного резерва» (детали не раскрываются).
Кроме того, кабмин получит право проводить закупки у единственного поставщика для выполнения гособоронзаказа, формирования запасов продукции, сырья, материалов, а также обязать любые юрлица заключать госконтракты в целях обеспечения проведения операций за пределами России. При этом предприятия вне зависимости от их формы собственности не имеют права отказаться от заключения контрактов.
Первый замглавы комитета по экономической политике, ответственный секретарь бюро высшего совета «Единой России» Денис Кравченко
«Необходимо понимать, что речь не идет о каком-то рандомном привлечении всех подряд. Это регулирование нацелено, в первую очередь, на те предприятия, которые уже осуществляют свою деятельность в рамках государственного оборонного заказа. Вместе с тем это позволит в упрощенной форме привлекать к сотрудничеству предприятия, которые изъявляют свое желание получить контракты от государства. Я, общаясь с промышленниками, довольно часто слышу предложения и даже просьбы о возможности чаще подключать бизнес к выполнению ГОЗ.
На мой взгляд, это не перевод экономики на «военные рельсы», нет. Однако это необходимые изменения, дающие возможности государству в случае возникновения такой необходимости. Внешние обстоятельства меняются, и это не может не влиять на внутренние процессы. Таковы законы сохранения энергии, если хотите. Также как и наши решения неизбежно влияют на действия наших западных партнеров.
Относительно доработки — по моему мнению, особого внимания со стороны комитета по экономической политике требуют вопросы условий заключения договоров и порядка компенсаций для компаний, привлеченных к сотрудничеству».
Замглавы комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов
«Речь не идет о какой-то военной экономике или переводе экономики на мобилизационные рельсы. Просто правительству необходим механизм, по которому при согласии с трудовым коллективом, с работающими людьми, те выходят сверхурочно, будут получать больше. То есть [нужно] законодательно устранить все пробелы.
В данном случае может идти речь о достаточно небольшом, но значимом круге предприятий, которые действительно работают на военно-промышленный комплекс и для которых такие моменты, связанные с трудовыми отношениями, просто никогда не поднимались, потому что в этом не было необходимости. Таким образом мы просто даем полномочия правительству определять порядок, стоимость [сделок по госзаказу], а также улаживать вопросы, связанные с работой людей на местах.
Мы живем в ситуации, которой никогда не было и которой не прогнозировалось. Поэтому понятно, что правительство просит у законодателей больше полномочий, чтобы обеспечить технологическую линию. Могу расценить это лишь так. При этом фокус сделан на людей, чтобы трудовые права граждан были максимально защищены. Нагрузкой на экономику это не будет, это, скорее, устранение юридических коллизий».