Глава латвийского газового оператора Conexus Baltic Grid заявил, что с начала апреля в страны Балтии не поступает российский газ. Он связал это с переводом контрактов с «Газпромом» на рубли. Новый порядок оплаты российского газа введен указом Владимира Путина и действует с апреля. Страны G7 и Евросоюза еще накануне заявили, что не собираются выполнять эти требования. Смогут ли страны Балтии прожить без российского газа, что будет с рынком нефти и кто может закупать топливо вместо Европы, RTVI обсудил с директором Фонда энергетического развития Сергеем Пикиным.
О том, смогут ли страны Балтии безболезненно прожить без российского газа
У них [стран Балтии] есть терминал по приему сжиженного газа в Литве. Поэтому Литва может получать этот сжиженный газ и дальше распределять его по странам Балтии. В Латвии есть хранилища, достаточно неплохо сохранившиеся за зимний период. Там есть определенные объемы газа. Вот уже практически весенняя погода, хотя похолодание определенное, но все равно это временное явление. Поэтому, в принципе, да, могут. Вопрос в том, что сегодня латвийцы снова заявили, что они все-таки рассматривают возможность получать российский газ по новой схеме. Они просто хотят сохранить текущие возможности поставок, потому что все может быть. Надеяться только на один терминал — это слишком рискованно. Тем более, что от него зависят все страны. Поэтому тут как-то очень опасно. Он плавучий, он стационарный, поэтому все возможно. Они хотят иметь возможность подстраховаться, не сжигать за собой мосты, поэтому делают такое заявление.
О роли Германии в спорах по поводу отказа от российского газа
Конечно, страна [Германия] — лидер Европейского союза. Она оказывает существенное влияние на политическую позицию. Тут надо понимать, что газ покупают не политики, а европейские компании. И тут важно мнение именно европейских компаний. Какие-то компании уже согласились, какие-то еще думают. Но, по большому счету, самое интересное, что для них ничего не меняется. То есть если изначально это выглядело как-то страшно, что все будут где-то искать рубли, потом рублями оплачивать, то сейчас та схема, которая предложена, — это смена реквизитов. Раньше оплата была в европейском банке в евро, теперь оплата в российском банке тоже в евро. А дальше происходит обмен, к которому, по сути, покупатель даже отношения особого не имеет. Это уже такой автоматический обмен евро на рубли. Поэтому все поняли, что, в общем-то, ничего страшного не произошло. Просто «Газпром» поменял реквизиты оплаты за поставленный газ.
О том, что изменилось в оплате российского газа
Для «Газпрома» ситуация поменялась вот в чем. Раньше ему нужно было транзакцию из Европы в Россию проводить самостоятельно и он был под рисками, что эта транзакция может быть не проведена. Теперь транзакции из Европы в Россию — это прерогатива покупателя, то есть его зона ответственности. Дальше евро находится на стороне России, и, собственно, они уже в российской юрисдикции и не могут быть заморожены, как это могло бы быть в европейском банке.
О сообщении Bloomberg про поставки СПГ из России в Китай через подставные компании и с большой скидкой
Честно говоря, я тут не совсем согласен с Bloomberg. Во-первых, санкций в отношении сжиженного газа никаких нет. Знаете, последнее время ищут черную кошку в черной комнате в ситуации, когда ее просто там нет. Продажа сжиженного газа — это абсолютно ординарное событие. Более того, в мире есть острый дефицит сжиженного газа. В отличие от трубопроводного, сжиженный газ может быть поставлен в любую точку мира. Поэтому, честно, аналитика Bloomberg вызывает большие сомнения. Сжиженный газ из России перепродается через многих трейдеров и в конечном итоге просто даже не имеет никакого окраса. Я думаю, что такой проблемы просто нет.
О возможном отказе Европы от российской нефти
Я думаю, по нефти вполне возможно. То есть тут может быть ситуация переориентации потоков. Условно говоря, сейчас Россия и Саудовская Аравия поставляют большую часть нефти в Китай, а дальше потоки могут поменяться. Например, ближневосточная нефть в большей степени пойдет в сторону Европы, а российская переориентируется в большей степени в сторону Юго-Восточной Азии. Тем самым, с точки зрения мирового нефтяного баланса практически ничего не поменяется, но нефть уже будет иметь другое происхождение. Скорее, придут к такой схеме. Не то, что какая-то новая нефть появится на рынке. Потому что объемы, которые есть у России в физическом плане, если бы она полностью выбыла из поставок, заместить в ближайшее время тоже нечем. Об этом сказала и Саудовская Аравия, и все страны соглашения ОПЕК+. Поэтому, скорее, будет переориентация потоков в случае, если, действительно, будут такие санкции внедрены.
О возможности роста нефтегазовых доходов России на треть в 2022 году
Моя оценка даже несколько выше, потому что цена газа за этот год вырастет примерно в три раза. Если в прошлом году Россия заработала на продаже только трубопроводного газа $55 млрд, то я думаю, что [в этом году заработает] примерно $150 млрд. Если в прошлом году по нефти и нефтепродуктам было получено $180 млрд, в этом году, я думаю, минимум $200 млрд. То есть такая нижняя оценка, скорее, близка к $550 млрд только по нефти и газу, не считая поставки сжиженного газа, не считая уголь и все остальные ресурсы. Поэтому рост, конечно, будет самый большой за всю историю.
О том, кто может закупать российский газ вместо Европы
Если мы говорим про трубопроводный газ, то у Китая только одна труба из России, и она ориентирована на другие месторождения, которые не связаны с Европой. Объемы там многократно меньше, чем европейские поставки. Поэтому, конечно, газ трубопроводный куда-то переориентировать просто нельзя, потому что труба физически ведет из точки «А» в точку «Б». А сжиженный газ в силу того, что Россия — не самый большой игрок на этом рынке, всегда можно поставить куда угодно. То есть здесь проблем с поставками газа нет. Сейчас в мире реально острый дефицит, потребность в сжиженном газе.