Болельщики «Зенита» и «Спартака» 24 января заявили о намерении бойкотировать матчи чемпионата России по футболу и любых других турниров, на которые можно будет попасть только при оформлении Fan ID. В беседе с RTVI руководитель «Всероссийского объединения болельщиков» Александр Шпрыгин и член организации «Football Supporters Europe» («Футбольные болельщики Европы») Роберт Устян рассказали, что думают об этом решении и к чему оно может привести.
Активист фанатского движения и руководитель «Всероссийского объединения болельщиков» (приостановило свою деятельность в 2016 году) Александр Шпрыгин считает, что болельщики красно-белых и сине-бело-голубых объявили о бойкоте от безысходности – это последняя надежда как-то привлечь внимание к проблеме.
«Я думаю, “Зенитом» и “Спартаком» дело не закончится. [Но] с точки зрения ультиматумов, бойкотов… у нас в стране сегодня другая ситуация: сегодня власть сильная, власть не прогибается. В этой ситуации пару десятков тысяч зрителей, которые на матчи перестанут ходить… Вряд ли это испугает власть. Инициатор законопроекта — государство. Не знаю, насколько для них критично падение посещаемости. Диалога с фанатами уже давно нет, но безотказно работает репрессивный механизм», – сказал он.
Несмотря на это, Шпрыгин выразил надежду на то, что конструктивный диалог между властями и фанатами все же состоится и будет принято какое-то разумное решение, например, будут аннулированы списки людей, которым нельзя выдавать Fan ID.
«Бывали случаи, что [происходил] какой-то резонанс, и [законопроект] пересматривали, как в случае с QR-кодами, когда его сняли с рассмотрения», – отметил эксперт.
По его словам, при принятии закона никто не привел «нормальных, логических, здравых аргументов» о целесообразности введения такой системы на чемпионате России по футболу.
«Все говорят о безопасности, о том, что [на матчи] смогут спокойно ходить женщины и дети. Но безопасность стадионов уже обеспечена. Никакого удобства это не несет. Есть страны, где был принят Fan ID на внутренних чемпионатах, это Турция и Италия, в обоих случаях ухудшилась ситуация со зрительской посещаемостью — минус 50% — и в обоих случаях опыт был признан негативным», – указал Шпрыгин.
Он пояснил, что фанаты обеспокоены критериями отказа в выдаче Fan ID.
«Текст законопроекта позволяет отказывать без объяснения причин: “тебе дадим, а тебе не дадим». Отказывают людям, которые просто в фанатских объединениях состояли, тем, кто алименты не платит, тем, кто на митинги ходил», – заявил руководитель «Всероссийского объединения болельщиков».
Похожей точки зрения придерживается член организации «Football Supporters Europe» («Футбольные болельщики Европы») Роберт Устян. Как и Александр Шпрыгин он уверен, что никаких предпосылок для введения Fan ID нет и не было.
«Нет ни одного происшествия внутри чаши стадиона в России, если не ошибаюсь, с 2013 года. С того момента, как в Украине случился Майдан, российские правоохранительные органы настолько жестко взяли под контроль все фан-группировки, что ничего даже гипотетически произойти не может. Более того, у нас буквально катком прошлись по фанатским объединениям накануне Чемпионата мира-2018, когда к действующим активным фанатам, которые десятки лет назад были замешаны в чем-либо, вламывались в 6 утра и предупреждали, чтобы они не смели портить российский футбольный праздник», – отметил Устян.
Он заявил, что надеется на поддержку бойкота остальными группировками, потому что это позволит продемонстрировать властям зрелость фанатского движения в России.
«Fan ID – это плевок в лицо всему футбольному сообществу – подчеркиваю, именно футбольному, а не только фанатскому. Мне очень хочется, чтобы, в частности, ЦСКА поддержало эту инициативу, хоть это и будет не просто сделать, потому что есть разные мнения, в том числе внутри самой фанатской общественности», – пояснил Устян.
Он также заявил, что ему бы очень хотелось, чтобы решение о бойкоте стало «хрестоматийным примером того, как фанаты могут объединиться ради общего блага, ради того, чтобы с ними наконец начали общаться нормально, а не путем дубинок, унижения и высокомерия».
«Среди людей в фанатском объединении ЦСКА есть ультраправые люди с неонацистскими взглядами, я знаю, что правая культура очень сильна. А в конце 90-х «Спартак» вообще поздравлял Гитлера с днем рождения на Ярославском стадионе. Но все это в прошлом. Сегодня эти ребята тоже эволюционируют. Они создают невероятные перфомансы, поддерживают команду и создают ту атмосферу, ради которой мы ходим на стадион, и ради которой мы болеем за наши клубы», – сказал член FSE.
Эксперт отметил, что после окончания пандемии нужно будет каким-то образом социализировать людей, в том числе возвращать их на стадионы, ведь для многих поход на футбольный матч – один из важных источников выплескивания эмоций, в том числе негативной энергии, считает он.
«Однако сейчас получается, что создаются все условия для того, чтобы усложнить поход на стадион – QR-коды, Fan ID, и вот человек уже не хочет заниматься оформлением этого всего и не идет на стадион. Все это, на мой взгляд, делается только ради того, чтобы определенным людям распилить сотни миллионов долларов. Мы прекрасно знаем, кто бенефициары всего этого. Это очередной позорный распил денег. Потому что сегодня, когда цвет глаз человека можно определить по камерам на стадионе, говорить о том, что кто-то не может установить чью-то личность без Fan ID – это бред», – убежден Устян.
Он полагает, что в итоге эту систему отменят.
«Думаю, что этот закон будет выхолощен и каком-то образом видоизменен или отложен. Мы видим, что уже и Светлана Журова говорит, что пока не определены виды спорта и другие условия, где он будет применяться. Кажется, все в итоге пойдет по турецкому и итальянскому сценарию», – заключил эксперт.
Закон о введении Fan ID для спортивных болельщиков был подписан Владимиром Путиным в конце 2021 года. Fan ID — это электронный документ, который нужен для идентификации зрителя или участника соревнования.
Необходимость его введения правительство обосновывает желанием обеспечить безопасность граждан при проведении массовых спортивных мероприятий. Фанаты в свою очередь считают, что паспорт болельщика нужен не для безопасности, а для дополнительного контроля над ними.
При этом в выдаче Fan ID могут отказать, что лишит болельщика возможности посещать матчи. Обжаловать это решение можно будет в судебном порядке.
Авторы: Слава Кутепов, Ирина Полубояринова