Евросоюз расширяет свое энергетическое сотрудничество с Израилем в рамках борьбы с «энергетическим шантажом» России, пишет 14 июня Financial Times (FT). Ближневосточная республика интересует Европу своими недавно открытыми морскими газовыми месторождениями.
Деловая газета отмечает, что по этому поводу в одном из израильских университетов выступила глава Еврокомиссии (ЕК) Урсула фон дер Ляйен. Она сообщила, что Европа продолжает работу над двумя связанными с Израилем «крупными» инфраструктурными проектами в сфере энергетики: это газовый и водородный трубопровод в Восточном Средиземноморье, а также подводный силовой кабель, связывающий республику с Кипром и Грецией.
Фон дер Ляйен добавила, что Россия «намеренно прекратила поставки газа в Польшу, Болгарию, Финляндию, голландские и датские компании в отместку за нашу поддержку Украине».
«Но поведение Кремля только укрепило нашу решимость освободиться от нашей зависимости от российского ископаемого топлива», — сказала глава ЕК.
Помимо этого, в Израиль прибыл премьер-министр Италии Марио Драги, который обсудил вопросы поставок топлива со своим израильским коллегой Нафтали Беннетом. При этом глава кабмина Израиля напомнил о существовании территориальных споров с Ливаном из-за шельфа протяженностью 856 кв. км, где расположено газовое месторождение.
Речь идет об израильском месторождении «Кариш», которое граничит с ливанским месторождением «Кана». В разрешении этого конфликта могут вновь принять участие США, пишет FT. Впрочем, в 2021 году посредничество Вашингтона не дало результатов.
Лидер ливанской радикальной группировки «Хезболла» (поддерживается давним противником Израиля — Ираном) Хасан Насралла ранее заявил, что движение предпримет действия, если Тель-Авив начнет бурение до достижения соглашения по спорным территориям. Власти Израиля при этом отметили, что буровая установка находится в израильских водах и пообещали «защищать свою инфраструктуру и стратегические активы».
FT отмечает, что Ливан и Израиль, которые формально находятся в состоянии войны, могут достичь соглашения за счет обмена спорной территории на другую, где есть месторождение газа. Морская граница между двумя государствами до сих пор не установлена. Переговоры по ее демаркации раз за разом заходят в тупик. Последнюю попытку обсуждения стороны предприняли в мае 2021 года.