Украина ежедневно расходует 5-6 тысяч артиллерийских снарядов, что равноценно годовому объему заказа на производство от небольшой европейской страны в мирное время. Об этом пишет Financial Times (FT) со ссылкой на Мортена Брандтзега, исполнительного директора норвежской компании Nammo, производящей боеприпасы и оружие для стрельбы с плеча.
Сейчас идет «война за промышленные мощности», считает Брандтзег. По оценке FT, в Европе возник кризис цепочки поставок из-за попыток производителей нарастить производство для пополнения национальных запасов боеприпасов и снабжения Украины.
«Темпы роста спроса на боеприпасы и взрывчатые вещества превратились в испытание для промышленных производственных мощностей Европы в гонке за перевооружением», — считает издание.
Оно называет несколько дополнительных факторов, осложняющих ситуацию, — оставшиеся после пандемии коронавируса «узкие места» в логистических цепочках и нехватку производственных мощностей и критически важного сырья (например, для некоторых взрывчатых веществ). По словам Брандтзега, некоторые компоненты пользуются таким высоким спросом, что время их доставки увеличилось с месяцев до лет.
Большинство компаний, выпускающих оружие и боеприпасы, увеличили производственные смены в преддверии ожидаемых заказов от национальных правительств и нанимают больше сотрудников.
«В настоящее время мы наращиваем производство, чтобы удовлетворить спрос наших клиентов. Это сложная задача, но мы над этим работаем», — рассказал Ив Трессак, заместитель генерального директора компании Eurenco — производителя взрывчатых веществ военного назначения.
По словам Трессака, особой проблемой стало добыть азотную кислоту, которая в небольших количествах используется для производства взрывчатки. Она также является ключевым ингредиентом в производстве удобрений, что создает очевидные сложности.
Некоторые клиенты британской компании Chemring, которая поставляет ряд взрывчатых веществ и топлива оборонным подрядчикам, спрашивали, можно ли «увеличить выпуск [определенных материалов] на 100—200%», рассказал ее исполнительный директор Мик Орд. По его словам, проблема заключается в том, что производственные мощности Chemring и других компаний отрасли были четко соотнесены с потребностями клиентов, а сейчас эти потребности резко и многократно возросли.
Увеличение объемов производства потребовало значительного времени и инвестиций в новые заводы, поясняет Орд.
«Это довольно капиталоемкие проекты, на строительство, ввод в эксплуатацию и запуск которых уходит несколько лет. Это не та цепочка поставок, где можно просто щелкнуть выключателем», — говорит он.
Британская компания Denroy, которая производит гильзы и другие компоненты для ряда оборонных компаний, оказалась в выигрышном положении, поскольку сделала предварительный заказ на определенные материалы — такие как полимеры и композиты. По словам ее исполнительного директора Кевина МакНэми, «для некоторых специализированных материалов время выполнения заказа может составлять шесть месяцев», и «компании могут выпускать партию один или два раза в год, поэтому, если вы пропустите эту партию, вам придется подождать».
«Кризис побудил компании более тесно сотрудничать со своими поставщиками, а также с теми, кто находится дальше по цепочке», — пишет FT.
Еще одной новой тенденцией издание называет обсуждение возможности объединения закупок в оружейном секторе по всему ЕС и усиления сотрудничества между странами в этой сфере производства. Газета напоминает, что базой для этой инициативы может стать созданное в 2004 году Европейское оборонное агентство.