Генпрокуратура России с марта по май 2022 года получила 43 отказа от европейских стран в выдаче обвиняемых и осужденных россиян. Это в три раза больше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на пресс-службу ведомства.

В Генпрокуратуре утверждают, что Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Польша и Чехия не скрывали «политическую мотивированность» своих решений. При этом в большинстве случаев в качестве официальных причин отказа называлось «противоречие» экстрадиции правовым принципам этой страны или неуверенность в соблюдении прав запрашиваемых лиц.

В частности, Генпрокуратура отчиталась, что Германия с начала российской спецоперации на Украине отказалась выдать 13 обвиняемых в совершении преступлений общеуголовной направленности. Среди них — 42-летний Михаил Голиков, осужденный в 2016 году Красноярским краевым судом по делу об убийстве и разбое на 20 лет лишения свободы. В 2021 году после замены оставшейся части наказания принудительными работами Голиков уехал за границу. В декабре суд в Дюссельдорфе принял решение об экстрадиции осужденного, но через месяц после начала спецоперации МИД Германии признал выдачу невозможной.

В то же время Австрия отказалась экстрадировать бывшего директора саранского модельного агентства «Лель» Светлану Титову, обвиняемую в России в организации занятия проституцией, а также вовлечении и принуждении к этому несовершеннолетних. Австрийские власти объяснили такое решение неуверенностью в надежности гарантий в соблюдении Россией прав женщины. Кроме того, Генпрокуратура утверждает, что Пражский городской суд в решении от 29 марта отказался экстрадировать обвиняемого в краже, объяснив это «изменением обстоятельств» после начала спецоперации на Украине.

Генеральная прокуратура пожаловалась на то, что подобные решения принимаются «в угоду политической конъюнктуре и приводят к уходу ответственных лиц, совершивших преступления, в том числе убийц, насильников и воров». В ведомстве добавили, что после начала российско-украинского конфликта «проявления русофобии» в европейских странах «достигли такого запредельного уровня, что правоохранительные органы этих стран готовы отказаться от сотрудничества с Россией в угоду международной преступности». При этом за первые два месяца 2022 года Генпрокуратура получила только четыре отказа в экстрадиции, и «все они были связаны с объективными причинами».