«Скрытное выдвижение украинских ПВО»: израильский военный обозреватель Давид Шарп рассказал RTVI, какая из версий падения 13 мая четырех воздушных судов в Брянской области, является наиболее вероятной.
Две версии произошедшего: воздушные суда были сбиты либо украинским, либо российским ПВО.
Однако «украинский след», по мнению Шарпа, делится на три подверсии:
- Засада при помощи дальнобойных зенитно-ракетных комплексов, выдвинутых вплотную к границе (эту версию Шарп считает наиболее вероятной).
- Использование истребителей украинских ВВС и старые ракеты советского производства (этот вариант эксперт считает невероятным, отмечая его как теоретический).
- Использование втайне интегрированных на советские самолеты ракет западного американского производства, в частности Amraam дальностью от 105 до 180 километров (эту версию Шарп отметил как маловероятную).
Технически интегрировать эти ракеты в советские самолеты МиГ 29 — огромная проблема, отметил он.
«Она решаемая, но очень значительная по своим вызовам. И поэтому не было никакой информации ни о поставке такого рода ракет, ни об этом процессе. Конечно, можно предположить, что это сохранили в строжайшей тайне, дабы преподнести россиянам сюрприз, но все это сложно, немного не соответствует практикам войны и поставок вооружения Украине. Полностью исключать не могу, но это крайне маловероятно», — пояснил эксперт.
Версию, согласно которой воздушные суда были сбиты из переносного зенитного ракетного комплекса (ПЗРК), которые использовали проникшие в Брянскую область разведгруппы, Шарп назвал и вовсе «абсолютно невероятной».
Он добавил, что подобные действия, «когда уничтожены четыре аппарата, в том числе на разных высотах, в разных местах, с разбросом в десятки километров подразумевают наличие сразу нескольких групп, которые практически единовременно, где-то случайно, где-то может запланировано единовременно атакуют самолеты и вертолеты российских ВВС — это просто за гранью фантастики».
«Главное другое. Насколько известно, в том числе и по обломкам, и по видео попадания, это были не небольшие ракеты, которые используются в ПЗРК. Я напомню, их дальность всего несколько километров и по высоте досягаемости до несколько километров. На видео заметно, что ракета более крупная. Но главное — в одном из видео на обломках видны отверстия от осколков, там явно нечто более серьезное. То есть, по самому замыслу, операция с ПЗРК была бы в таких масштабах практически невозможна», — полагает эксперт.
По его словам, версия, что суда были сбиты российским ПВО, также является «маловероятной». Шарп отметил, что технически — это самый простой вариант, поскольку в течение этих боевых действий уже были случаи уларов ПВО по собственным летательным аппаратам: такое происходило и у россиян, и у украинцев.
Однако в этой ситуации сбить единовременно «четыре борта разного типа», то есть и вертолет, и истребитель, которые как цели друг от друга сильно отличаются, — «это за рамками рационального объяснения». «То есть это слишком ужасный провал для ПВО, чтобы это было реальностью», — считает собеседник RTVI.
В этой связи наиболее вероятной версией Шарп считает «скрытное выдвижение украинских средств ПВО дальнего радиуса действия» (например, С-300 или Patriot, или итало-французский SAMP/T, который вот-вот должны были поставить Украине) и успешное выполнение операции.
«Подобные операции, естественно, носят рискованный характер, потому что скрытно выдвинуться к границе — есть риск уничтожения ценных систем ПВО, что бы это ни было, если мы говорим о системах дальнего радиуса действия. Однако, судя по всему, такой замысел был реализован», — заключил эксперт.
13 мая военкоры и провоенные телеграм-каналы сообщили о падении в Брянской области четырех воздушных судов: двух вертолетов Ми-8, истребителя-бомбардировщика Су-34 и самолета Су-35. Губернатор Брянской области Александр Богомаз подтвердил крушение одного вертолета, не уточнив его модель и принадлежность.
«Коммерсантъ» писал, что была сбита авиагруппа из двух Ми-8, Су-34 и Су-35, летавшая на задание в Черниговскую область Украины. Минобороны России не комментировало информацию.
Президент Беларуси Александр Лукашенко во время посещения Центрального командного пункта ВВС и войск ПВО 15 мая заявил, что в Брянской области 13 мая были сбиты четыре воздушных судна. По его словам, Минск был вынужден отреагировать на эти инциденты и с того дня белорусские войска переведены в степень готовности номер один.