В Израиле вновь вспыхнули протесты против судебной реформы. Люди, недовольные готовящимися изменениями в законодательство блокировали порт Хайфы и аэропорт Бен-Гурион в Тель-Авиве. О том, чего боятся протестующие и почему после переговоров оппозиция и правящая коалиция так и не смогли прийти к компромиссу, RTVI поговорил с председателем Комиссии по иммиграционному праву при Палате адвокатов Израиля и управляющим партнером адвокатской компании «Коваленко и партнеры» Алексеем Коваленко.

В Израиле возобновились протесты против судебной реформы правительства премьер-министра страны Биньямина Нетаньяху. Сотни протестующих перекрыли дорогу к порту города Хайфы, около ста фур не могли доставить грузы к судам, сообщает Reuters. Ситуация у аэропорта Бен-Гурион в Тель-Авиве еще более напряженная — там собрались тысячи противников законодательных изменений. По словам Алексея Коваленко, более тысячи человек блокировали работу международного терминала и дороги вокруг аэропорта. Как минимум четверых протестующих задержали.

Судебная реформа в Израиле

Причиной недовольства израильтян стала спорная судебная реформа, которую представило коалиционное правительство в декабре 2022 года. Сторонники нововведений считают, что Верховный суд обладает слишком обширными полномочиями, что нарушает принцип разделения властей. Предлагаемые поправки призваны устранить дисбаланс в положении властей.

В понедельник, 3 июля, по словам Коваленко, специальная комиссия обсуждала возможность изменения закона, чтобы убрать из него положение, обязывающее политиков и чиновников «действовать в рамках разумности и принимать решения, учитывая то, что суд имеет возможность отменить такое решение». Таким образом Верховный суд хотят лишить права вмешиваться в деятельность политиков.

Оппозиция также опасается положения законопроекта, которое позволит Кнессету (парламенту Израиля) отменять любое решение Верховного суда простым большинством голосов.

«Если до сегодняшнего дня любой министр обязан был проверять умеренность и разумность закона, его целесообразность, а в случае чего у суда была возможность высказать свою позицию, люди могли обратиться в суд с требованием отменить этот закон, потому что он нарушает свободу и демократические ценности, то в случае принятия судебной реформы это будет отменено. Тогда любой законопроект будет окончательным», — объяснил Коваленко.

По его словам, люди боятся того, что «у правого правительства будет слишком много силы для принятия каких-либо решений в пользу правого лагеря, и у судей больше не будет возможности критиковать власть».

Адвокат отметил, что Верховный суд Израиля достаточно часто прибегал к такой практике и вмешивался в процесс принятия законов. Причем он мог «забраковать» или потребовать изменить как правительственные, так и министерские инициативы, если подозревал их в недостаточной умеренности или разумности.

В случае утверждения судебной реформы у суда не останется возможности защищать интересы граждан, а политики смогут принимать законы по своему усмотрению, даже не вынося их на министерскую комиссию, добавил Коваленко.

«Есть специальная комиссия министров в случае, если закон имеет какую-то особую важность для государства Израиля, то специальная комиссия решает продолжать с этим законопроектом или нет, а если действительно поправка будет принята, то у министров будут развязаны руки, они будет принимать любые законы, которые посчитают нужным», — подчеркнул собеседник RTVI.

Протесты и переговоры

Протесты против судебной реформы в Израиле начались в январе 2023 года. Законопроект был одобрен парламентом в первом чтении в конце февраля, а через месяц премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху на фоне массовых протестов принял решение отложить рассмотрение реформы. «Техническая пауза», во время которой должны были пройти переговоры оппозиции и правящей коалиции, по словам Алексея Коваленко, не принесла результатов.

«Стороны встречались у президента, пытались добиться какого-то консенсуса, но к нему не пришли. И поэтому, как премьер-министр и обещал в июле вернуться к судебной реформе, так он и вернулся с полной силой, чтобы завершить судебную реформу», — объяснил адвокат.

По его словам, одним из требований оппозиции было приостановить внесение новых законопроектов до того момента, пока стороны не придут к какому-либо соглашению. Однако правящая коалиция не пошла на это, сославшись на то, что она представляет интересы большинства, которое выступает за принятие судебной реформы.

«Сегодня глава конституционной комиссии парламента заявил, что на этой неделе будут сделаны серьезные сдвиги по вопросу судебной реформы, и изменения в законе о судебной власти идут уже к первому, второму и третьему чтению. То есть они собираются достаточно быстро это провести», — добавил Коваленко.

Масштабы волнений, по мнению адвоката, должны увеличиться, чтобы правительство прислушалось к требованиям протестующих. Однако оптимизма по этому поводу в Израиле не испытывают, уверен собеседник RTVI.

«Оптимизма нет , потому что правительство настроено провести судебную реформу, правительство представляет правый лагерь, и избиратели требуют провести реформу. Эти избиратели считают, что на сегодняшний день у Верховного суда есть слишком много полномочий и Верховный суд мешает правительству исполнять свои обязанности, а изменение формы судебной власти поможет правительству достичь тех результатов, которые они обещали своему избирателю. Поэтому мы особо не надеемся на то, что протесты каким-то образом помешают, только если еще больше людей выйдет на улицы, тогда, конечно, правительство их услышит», — добавил он.

Кроме того, по словам Коваленко, израильские СМИ с момента возобновления протестов начали активнее освещать ход военной операции в Дженине, где власти предпринимают усилия, чтобы «приостановить деятельность террористических организаций, которые действуют в лагерях беженцев».

«В последние несколько часов новости говорят только о военной операции, судебная реформа отошла на второй план, хотя люди прекрасно понимают, что это всего лишь предлог, чтобы не общаться с оппозицией по поводу судебной реформы. Поэтому кто-то выходит на улицу, а кто-то приехал в аэропорт перекрывать дороги, чтобы люди не могли вылететь, и свое недовольство высказывали в адрес премьер министра и правительства», — заключил он.