Президент Владимир Путин 12 апреля объявил, что Россия возобновит лунную программу. Есть ли у этого проекта перспективы в условиях спецоперации и с какими сложностями он может столкнуться — рассказал RTVI член Северо-Западной организации российской Федерации космонавтики России Александр Хохлов.

Хохлов отметил, что на июль 2022 года с космодрома «Восточный» планируется первый за почти 30 лет межпланетный полет российской автоматической межпланетной станции.

«В последние десятилетия Россия дважды пыталась отправить аппараты к Марсу, но они потерпели аварии. Последняя советская лунная станция «Луна-24» работала на нашем естественном спутнике в 1976 году. Несмотря на перерыв в несколько десятилетий, шанс вернуться к межпланетным исследованиям [у России] есть, но нужно быть готовым к авариям и первым неудачам, ведь российским молодым специалистам нужно получить опыт, а многие первые лунные станции гибли и в СССР, и в США. Изначально «Роскосмос» планировал делать лунные станции с индийцами, потом с европейцами, но теперь придется самостоятельно при некотором сотрудничестве с Китаем», — рассказал он.

По словам эксперта, о глубине этого сотрудничества пока сложно судить, никаких подробностей, кроме подписанного меморандума [о взаимопомощи при создании Международной научной лунной станции] пока нет.

Состояние российской лунной программы

Хохлов отметил, что все аппараты новой серии «Лун» неоднократно переносились «вправо», но в данный момент первая, самая простая «технологическая» станция «Луна-25» уже практически готова.

Ее основная цель — отработать полет и посадку на Луну, именно на ней специалисты будут учиться. Ее макеты прошли все необходимые испытания, в том числе по подготовке работы на стартовом комплексе космодрома «Восточный».

Однако, по словам эксперта, нет уверенности, что станция «Луна-25» вновь не будет перенесена.

«А если «Роскосмос» рискнет запустить ее этим летом — возможна неудача: некоторые системы станции впервые будут проходить летные испытания», — отметил он.

Разрыв с Западом

Эксперт пояснил, что даже если Россия сможет вернуться на Луну, то с упрощенной научной программой из-за прекращения работы по этому проекту с Европейским космическим агентством (ESA). Правящий совет ESA объявил невозможным продолжение сотрудничества с госкорпорацией «Роскосмос» 17 марта.

Орбитальная окололунная автоматическая станция «Луна-26» и вторая посадочная станция «Луна-27» из-за санкций могут быть вновь перенесены на два-три года. Скорее всего, потребуется замена электронных компонентов, что повлечет корректировку конструкции.

По словам Хохлова, главная проблема, [с которой столкнутся отечественные специалисты] — отсутствие опыта.

«В сущности, для России это новое направление, люди, которые делали это в советское время в своем большинстве уже ушли из этого мира, а технологии изменились», — пояснил он.

Также Хохлов добавил, что критичным вопросом может быть создание научной аппаратуры для изучения Луны и наземной инфраструктуры для управления межпланетными станциями: «К примеру, санкции теперь касаются телекоммуникационной аппаратуры, которая не производится в России».