Госдума 6 июля приняла в третьем чтении поправки в Трудовой кодекс и еще в пару законодательных актов, разрешающие правительству вводить специальные меры в сфере экономики. После того как закон будет подписан президентом, даже частные компании не смогут отказываться от выполнения гособоронзаказов, если это необходимо «для обеспечения контртеррористических операций за рубежом». RTVI разбирался, чем вызвана эта инициатива и почему депутаты отказываются считать ее промышленной мобилизацией.
Для чего это нужно
Пакет поправок сразу в несколько законодательных актов был рассмотрен ускоренными темпами — меньше чем за неделю. Нововведения, инициатором которых выступило правительство, затронули в первую очередь закон «Об обороне». Его дополнили новой статьей 26.1, посвященной обеспечению проведения контртеррористических и иных операций за пределами территории России.
Именно «для обеспечения» этих операций правительство сможет вводить специальные меры в сфере экономики — наподобие тех, которые устанавливаются властями во время чрезвычайных ситуаций или военного положения.
Рекордно быстрые сроки рассмотрения законопроекта в Госдуме говорят о том, что применять его планируют уже в ближайшее время. Связь введения поправок и военных действий на Украине прослеживается и в пояснительной записке, приложенной к пакету документов. «В условиях проведения Вооруженными силами контртеррористических и иных операций за пределами территории России, в частности, специальной военной операции на территориях ДНР, ЛНР и Украины, возникает краткосрочная повышенная потребность в ремонте вооружения и военной техники и обеспечении материально-техническими средствами», — говорится в записке.
Не отрицают эту связь и сами депутаты, опрошенные RTVI. «Мы понимаем всю остроту задач, стоящих сегодня перед нашей страной. Текущая военно-политическая и экономическая обстановка требуют консолидации и концентрации усилий во всех областях жизнедеятельности нашего государства, в том числе и в области экономики. Принятие законопроекта позволит оперативно адаптировать наш оборонно-промышленный комплекс к любым ситуациям с учетом тех реалий, в которых мы сейчас с вами находимся», — пояснил первый зампред комитета по обороне Госдумы, депутат Андрей Красов.
Специальные меры могут предусматривать проведение мероприятий, осуществляемых органами исполнительной власти на разных уровнях — без уточнения, о каких именно «мероприятиях» идет речь. Кроме того, правительство сможет «временно расконсервировать мобилизационные мощности и объекты, материальные ценности госрезерва», а также привлекать работников предприятий к сверхурочной работе — в ночное время, выходные и праздничные дни. Власти смогут проводить закупки у единственного поставщика для выполнения гособоронзаказа. Отказаться от такого «сотрудничества» юрлица будут не вправе, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
«Это не промышленная мобилизация, даже не близко к ней. Мы точечно регулируем этим законопроектом предприятия оборонно-промышленного комплекса, потому что понимаем, что наши вооруженные силы сейчас выполняют задачи, поставленные верховным главнокомандующим в ходе специальной военной операции, — пояснил RTVI депутат Красов. — Наша военная экономика, наша промышленность, они должны тоже выполнять эти задачи, не отставать от действий ВС РФ, то есть всячески способствовать и помогать им».
По его словам, это позволит предприятиям своевременно выпускать вооружение, военную технику, боеприпасы, амуницию, продовольствие, чтобы военные ни в чем не нуждались и могли эффективно выполнять свои задачи.
Что изменится
Как рассказал RTVI председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, депутат от ЛДПР Ярослав Нилов, поправки в Трудовой кодекс касаются не только оборонно-промышленного комплекса.
«Правительство будет иметь возможность регулировать особые условия труда для любых организаций или структурных подразделений. Сфера применения нормы не уточняется — она будет общей для всех. Все остальное будет уточняться на уровне подзаконных актов», — пояснил депутат.
Поправки в Трудовой кодекс дадут правительству полномочия устанавливать особенности правового регулирования трудовых отношений — это будет касаться сверхурочной работы, работы в ночное время, в выходные и праздничные дни. Кроме того, правительство сможет регулировать ежегодный оплачиваемый отпуск сотрудников, то есть переносить и сдвигать его, если того требует ситуация. Это, по мнению законодателей, позволит увеличить производственные мощности предприятий.
Ко второму чтению законопроекта были рассмотрены несколько поправок. Так, депутат от партии КПРФ Алексей Куринный предлагал новые полномочия правительства в сфере трудовых отношений ограничить фразой «при наличии согласия работника». Но поправка была отклонена.
Статья 113 Трудового кодекса и сейчас позволяет привлекать сотрудников с их согласия к сверхурочной работе в случае чрезвычайных обстоятельств, среди которых значатся ЧП и военное положение. Первые два часа такого труда оплачиваются работодателем в полуторном размере, а все последующие — в двойном.
Депутат от фракции «Единая Россия» Михаил Тарасенко также безуспешно пытался смягчить формулировки законопроекта, добавив в один из пунктов абзац о гарантиях и компенсациях сотрудникам. Он предлагал советоваться с профсоюзами при назначении материального вознаграждения, а сроки спецмер определять с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
По словам Нилова, эти поправки были избыточными, так как общие нормы Трудового кодекса никто не отменял — все переработки будут оплачиваться. «Никого не будут заставлять работать за бесплатно», — добавил депутат.
По его словам, поправки в трудовое законодательство потребовались в связи с проведением спецоперации и нужны правительству, чтобы не возникало перебоев в поставках вооружения и всего остального, необходимого для армии. «Власти смогут контролировать режим работы и отдыха сотрудников. Это целостная норма, которая в дальнейшем будет регулироваться на уровне подзаконных актов. Воспользоваться ей можно будет только в связи с проведением контртеррористической операции», — пояснил Нилов.