По мнению издания «Медуза»*, до 17 млн голосов на выборах в 2021 году могло быть сфальсифицировано. К такому выводу журналисты пришли, изучив архив видеозаписей с камер наблюдения на 9,2 тыс. участков в 19 регионах страны. Замглавы ЦИК России Николай Булаев в беседе с RTVI назвал выводы «Медузы»* «фантазией», а представители движения «Голос»* допустили, что реальные цифры могут быть несколько иными.
О чем сообщила «Медуза»*
На прошедших осенью 2021 года выборах (их было несколько: муниципальные, губернаторские, в региональные парламенты и в Госдуму) у россиян впервые за десять лет не было возможности наблюдать за голосованием на участках по видеотрансляции. Следить за ходом процесса могли только партии, кандидаты и избиркомы.
«Медуза»* утверждает, что в декабре 2021 года неназванные сотрудники избирательных штабов нескольких кандидатов передали изданию архив записей камер наблюдения с 9 252 участков в 19 регионах России. Таким образом, в распоряжении редакции оказались видеоматериалы в общей сложности более чем на миллион часов. Полученные данные проанализировала группа независимых наблюдателей при помощи искусственного интеллекта (ИИ). Программа подсчитала количество людей, проголосовавших на участке, говорится в расследовании.
Для анализа подошли записи с 3 505 участков. По оценке ИИ, на многих из них «были допущены нарушения», отмечает «Медуза»*. Видео с других УИК и ТИК программа не смогла проанализировать из-за плохого качества роликов.
«По официальным данным, на эти 3 505 участков пришли и проголосовали три миллиона 200 тысяч человек. А мы увидели больше двух миллионов проголосовавших. То есть треть голосов нарисована. Аппроксимируя эти данные на официальную явку в целом по России — 56 484 685 человек — мы получим 17,1 миллиона сфабрикованных голосов», — пояснил изданию видеонаблюдатель, участвовавший в анализе архива.
Собеседник «Медузы»* отметил, что такая аппроксимация может вызвать вопросы, однако, считает он, их может снять ЦИК, предоставив скрытые от общества записи.
По словам источника редакции, на видео также попали нарушения, не связанные с явкой, например, случаи ночных подмен бюллетеней, хранящихся в УИК.
Замглавы ЦИК Николай Булаев
«Здесь вопрос не к ЦИКу, он свои результаты озвучил, и никто их не оспаривал. А у них [у «Медузы»*] явно большая фантазия. Если у них есть желание пофантазировать, то ради бога».
Сопредседатель движения «Голос»* Станислав Андрейчук
«Цифры в материале «Медузы»* основаны на уровне фальсификаций в так называемых «электоральных султанатах» — регионах, где, по нашему мнению, официальные результаты не имеют никакого отношения к действительности. Хотя в таких регионах живет примерно четверть или треть всех избирателей, на них приходится более половины всех голосов, которые получила «Единая Россия».
Вторая половина получена в остальной части страны, то есть в оставшихся трех четвертях. Причем во втором типе регионов тоже есть территории с массовыми фальсификациями — целые районы.
Мы разными способами пытались оценить масштаб вбросов в прошлом году. Статистические методы, которым мы доверяем, потому что они совпадают с нашими наблюдениями, дают оценку примерно в 12 млн «лишних» голосов, но они ловят только один тип фальсификаций.
То есть пока нижняя оценка 12 млн, а предложенная «Медузой»* экстраполяция — 17 млн (это пока максимальная оценка). Думаю, что реальность, как всегда, где-то посередине. В любом случае, это гигантские числа».
Сопредседатель движения «Голос»* Роман Удот
«Мы никогда не оценивали количество [вброшенных голосов]. Но есть ряд методов, которые позволяют вычислить число, скажем так, аномальных голосов. Например, метод [независимого электорального аналитика Сергея] Шпилькина (согласно так называемому «методу Шпилькина», любое отличие графика голосования от куполообразной формы свидетельствует о фальсификациях. — Прим.ред.).
Но самое главное, что хотелось бы отметить, это то, что массив, который попал к «Медузе»* — это подтверждение наших тезисов, — что трехдневное голосование приводит к фальсификациям. Не было столько голосующих, мы [на записях] видели пустые участки, как вбросы шли по ночам и так далее.
Мы верифицировали видео несколькими способами. Например, совпадают ли видео [со вбросами] с картой нарушений. Мы также сверялись с теми видео, которые были у нас, с «медузовскими»: те ли на том или ином участке шторы, пол и так далее. Видео, которые были у нас, они от сентября [2021 года], а «медузовские» — от декабря.
Потом мы сверялись с теми видео, когда трансляции были разрешены, — от 2018 года, 2016 года и прочее. Третья проверка — это проверка по наблюдателям, которые присутствовали на видео и нам жаловались, например. Потом мы запустили машину, она проверяла эти ролики.
Мы «Медузе»* сказали — мы обнаружили нехватку миллиона человек из трех. «Медуза»* посмотрела, что явка была где-то 56 млн и взяла треть. Это как раз где-то 17 млн. Они даже сами говорят — мы аппроксимируем.
Если ЦИК будет недоволен нашей работой, то мы просим — дайте нам все видео. Тогда мы с большим процентом точности сможем сказать, насколько отличаются цифры реальные от того, что нарисовали избиркомы в регионах. Есть подозрение, что ЦИК сама не знает, как ее дурят местные избиркомы».
Парламентские выборы 2021 года
Выборы депутатов Госдумы VIII созыва прошли 17-19 сентября 2021 года. Они проводились по смешанной избирательной системе: половина депутатов (225) избиралась по партийным спискам, а другая половина (225) — по одномандатным округам.
В некоторых регионах, в том числе и в Москве, использовалось электронное голосование. Критики этого новшества говорили о непрозрачности процедуры подсчета голосов.
Итоги выборов в нижнюю палату парламента ЦИК утвердил в конце сентября. По итогам подсчета всех бюллетеней, необходимый пятипроцентный барьер преодолели пять партий. «Единая Россия» набрала 49,82% голосов, КПРФ — 18,9%, ЛДПР — 7,55%, «Справедливая Россия — За правду» — 7,46%, «Новые люди» — 5,32%. Общая явка на выборах в Госдуму составила 51,7% избирателей, сообщала глава ЦИК Элла Памфилова.
Явка на онлайн-голосовании в Севастополе, Курской, Мурманской, Нижегородской, Ростовской и Ярославской областях составила 93,21%. В Москве онлайн-голосование проходило на собственной платформе, свой голос дистанционно отдали 96,5% зарегистрировавшихся. После окончания трехдневного голосования спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что на президентских выборах в 2024 году электронное голосование могут ввести по всей стране.
* признаны в России иноагентами