Оплата криптовалютой по международным сделкам рассматривается как альтернативная опция для небольших контрактов частного бизнеса, но поставок нефти это не коснется. Об этом рассказал журналистам директор департамента финансовой политики Минфина Иван Чебесков, передал корреспондент RTVI.

Минфин предлагает использовать криптовалюты как актив, а не как платежное средство и оформлять транзакции как бартер — когда формально покупатель меняет биткоины (или другую криптовалюту) на товар или услугу, разъяснил Чебесков.

Валентин Егоршин / ТАСС

«Задача — дать альтернативу, а не сказать, что теперь Россия рассчитывается криптой за все», — подчеркнул Чебесков. Речь идет не о расчетах государства, а лишь частного бизнеса, подчеркнул чиновник. Нефть с высокой вероятностью не будет продаваться «за биткоины» из-за больших объемов экспорта. «Вести расчеты в долларах и евро стало сложнее. Переходить на национальные валюты кто-то не захочет — не со всеми странами это возможно, — отметил Чебесков. Расчеты в криптовалюте, по его словам, возможны по относительно небольшим контрактам и с дружественными странами, которые открыты к принятию крипты — Bitcoin, FIRA и др. Например, в Таиланде, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), Турции возможно купить недвижимость за криптовалюту.

ЦБ и большинство банкиров не возражают против международных расчетов в криптовалюте, отметил он. В мае Минфин представил новую версию своего законопроекта «О цифровых валютах», где появилась статья, которая разрешает оплату в криптовалюте экспорта и импорта юрлиц и индивидуальных предпринимателей (ИП). Чтобы открыть такую возможность, нужно признать криптовалюту имуществом в Гражданском кодексе и внести поправку в статью про бартер закона о внешнеэкономической деятельности (статья 45 ФЗ-164).

США заявляли, что изучают возможности помешать России обходить санкции с помощью криптовалют, а мировые биржи, включая Binance и Coinbase, блокировали счета россиян. «Почему американцы говорят, что будут пытаться блокировать? Потому что на самом деле все публичные криптовалюты довольно легко отслеживаются. Это миф, что они очень непрозрачны», — прокомментировал Чебесков.

Альтернативой для расчетов криптовалютой могли бы стать токены, цифровые финансовые активы (ЦФА), заявлял ранее в интервью RTVI глава комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков.

До ужесточения санкций Банк России и Минфин занимали почти противоположные позиции по криптовалютам. Минфин поддерживает использование криптовалют в России как средства платежа, а не только как инструмента инвестирования. ЦБ выступает за полный запрет криптовалют внутри России, хотя и допускает их использование за пределами страны и согласен с необходимостью регулировать майнинг.

«У нас уже есть две точки соприкосновения с ЦБ — майнинг и международные расчеты. По каким-то вещам мы сближаемся», — заключил Чебесков.