Минюст России исключил из реестра НКО-иноагентов кубанскую АНО «Гражданская инициатива против экологической преступности». Об этом на своей странице в Facebook сообщил глава организации Дмитрий Шевченко.
По его словам, это «чисто техническое» решение. В документе, составленном министерством, указано, что организацию убрали из реестра, поскольку по итогам проверки выяснилось, что НКО в течение года с подачи заявления на исключение из перечня не получала иностранное финансирование и не участвовала в политической деятельности в России.
«Но касаемо „политической деятельности“ в акте проверки понаписали такого, что читать это невозможно — это просто какой-то испанский стыд. Продолжаем влиять на общественное мнение, дестабилизируем обстановку — и все в таком духе и на казенно-чекистском языке», – отметил Шевченко.
Кроме того, руководитель «Гражданской инициативы против экологической преступности» рассказал, что за время пребывания в статусе иностранного агента организация понесла более 900 тыс. рублей прямых убытков, в том числе два штрафа по 300 тыс. рублей, судебные издержки и расходы на бухгалтерские аудиты. Также 100 тыс. рублей списали со счета самого Шевченко «по высосанному из пальца обвинению в «правонарушении»».
Глава организации также добавил, что из 32-х экологических НКО, попавших в реестр иноагентов, 22-м пришлось добровольно или принудительно закрыться, при этом выйти из реестра удалось только восьми организациям.
Другие случаи исключения из реестра иноагентов
Всего, по данным «Инотеки», созданной правозащитным проектом «ОВД-Инфо»*, с 2012 года, когда Минюст начал вести реестр НКО-иноагентов, выйти из этого статуса на основании прекращения иностранного финансирования и (или) политической деятельности удалось 39 организациям. Среди них — одна из ведущих правозащитных групп на Северном Кавказе «Машр», Организация выпускников вузов, Институт экономического анализа, Центр социально-трудовых прав, нижегородская социально-экологическая организация «Зеленый мир», «Объединение перевозчиков России», Школа призывника и другие.
Кроме того, с четырех НКО статус иноагента сняли в связи с тем, что решение о его присвоении было признано незаконным или необоснованным. Речь идет о межрегиональном профсоюзе «Рабочая ассоциация», Кольском экологическом центре, ЛГБТ-кинофестивале «Бок о бок» и «Муравьевском парке устойчивого природопользования».
Помимо этого, из реестра исключили организацию «Экологическая вахта Сахалина», которая отказалась от получения иностранных денег и вернула их благотворителям.
Впрочем, больше всего организаций – 99 – было исключено из перечня в связи с прекращением их деятельности или ликвидацией. В частности, в конце сентября 2021 года Минюст сообщил, что из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранных агентов, исключены Фонд борьбы с коррупцией (ФБК)** и Фонд защиты прав граждан (ФЗПГ)**. Тогда же в ведомстве пояснили, что это решение носит чисто технический характер – оно было принято в связи с ликвидацией этих организаций по решению суда.
* признан в России иностранным агентом
** запрещенные в России экстремистские организации