Дмитрий Медведев опубликовал в своем Telegram-канале текст, в котором заявил, что изображения убитых мирных граждан Украины в Буче — это работа украинских «пиар-агентств, „фабрик троллей“, курируемых западными правительствами, и их „ручных“ НКО и НПО». По словам бывшего президента, пассионарная часть украинцев в последние 30 лет буквально «молилась на Третий рейх», а в воинских частях ВСУ якобы находили чашки со свастикой. Руководитель программы Внутренняя политика Московского центра Карнеги Андрей Колесников рассказал RTVI, как стоит понимать роль Медведева в информсопровождении операции на Украине, спор Пескова с Кадыровым и поправки к закону о гражданстве.
О заявлениях Медведева об Украине
Это очень хороший вопрос, на который нет четкого ответа, поскольку мы не знаем технологию, которая стоит за тем, что он пишет. Возможно, это его роль. Возможно, он взял на себя функцию второго Пескова. Песков комментирует текущие моменты, Медведев комментирует историософские, философские высокого полета сюжеты.
Выглядит это довольно смешно и немного глуповато, когда говорится о том, что будет строиться Евразия от Лиссабона до Владивостока. Собственно, это была давняя идея, когда Россия более или менее шла по либеральному пути, и речь велась о едином мирном пространстве на евроазиатской географической точке. Построили-то мы не евразийское пространство, мы построили «Азиопу», которая противостоит всему миру.
Я не знаю, как Медведев собирается это все строить. Это очень похоже на мечты Шойгу о строительстве каких-то городов в Сибири. Не знаю, насколько всерьез, в принципе, это все можно воспринимать, но, возможно, люди это воспринимают, действительно, всерьез.
Когда речь идет об изменении сознания украинцев, я думаю, что речь нужно вести об измененном сознании российской элиты, которая не понимает Украину, не понимала ее.
И, собственно, то, что произошло, эта спецоперация — это результат непонимания того, что существуют независимые государства, куда нельзя вторгаться, не нарушив устав ООН и другие международные акты. Выглядит это все довольно дико и странно. Но те, кто готов всерьез воспринимать такое, может быть, это всерьез и воспринимают. Те, кто оценивает это более-менее с позиции интеллектуальной нормы, посмеиваются. Хотя совершенно не смешно на фоне того, что происходит на Украине сейчас.
О споре Кадырова и Пескова про патриотизм
Эти вещи все-таки достаточно удивительны, потому что спор выносится в публичное пространство. Это говорит о том, что это допускается Кремлем. Это говорит о том, что у Путина до сих пор нет окончательного плана, как завершать спецоперацию, какими словами описывать ее завершение. Речь идет о споре между теми, кто в большей или меньшей степени стоит за мирные переговоры, и теми, кто считает мирные переговоры предательством. Эти споры идут внутри российского общества, это фиксируется социологами тоже. Это понятно и заметно всем, кто остался сейчас в России и наблюдает изнутри за настроениями населения. Значит, позиция самого главного начальника в стране не определена и возможно высказывание разных точек зрения.
Это у нас такая демократия, такой плюрализм внутри одной спецоперации.
О поправках к закону о гражданстве
На Конституцию не обращают внимания уже давно. Конституция нарушается просто повсеместно и перманентно. Глава вторая просто забыта, хотя это глава, где закреплены права и свободы человека и гражданина. И как написано в самой Конституции, они имеют непосредственное действие, то есть их не нужно обкладывать орнаментом из других нормативных актов. Все это нарушается просто регулярно.
Что касается того, что придумано законодателями, — это продолжение практики строительства авторитарного репрессивного законодательства. Я думаю, что здесь, действительно, вдохновляющим каким-то элементом или интуитивно-вдохновляющим является практика лишения гражданства в советском государстве. Так что здесь, конечно, любой авторитарный режим ищет некоторые приемы, аналогии и методы, свойственные любым другим авторитарным режимам, и готов использовать их в своей практике.