Эмманюэль Макрон дольше часа отвечал на вопросы французов о военном конфликте России и Украины и его значении для Европы во время прямой трансляции в своих соцсетях. Глава Франции пообещал сказать Дональду Трампу, что тот не может «проявлять слабость» перед Владимиром Путиным, и отметил, что не собирался отправлять французских военных на Украину «завтра». Больше цитат президента Франции, который недавно созвал в Париже два экстренных саммита, а на третью годовщину военного конфликта запланировал визит в Вашингтон, — в подборке RTVI.

О текущем состоянии конфликта между Россией и Украиной:

«Украина не может отвоевать территории военным путем. Россия не может продвинуться намного дальше военным путем. Человеческие жертвы огромны».

Об отправке французских военных на Украину:

«Сегодня мы оснащаем [Украину], поставляем оружие, самолеты, обучаем. Мы не вовлечены, там нет наших бойцов, и сегодня мы не планируем отправлять бойцов на Украину. <…> Я не принимал решения об отправке войск на Украину завтра, нет. Вместо этого мы планируем направить силы для обеспечения гарантий мира, как только о нем договорятся».

Thibault Camus / AP

О «сдерживающих факторах»:

«Чтобы был мир [на Украине], должны быть гарантии. Это означает, что европейцы, американцы и их союзники также должны сдерживать Россию. Если не будет сдерживающих факторов, то Россия не сдержит свое слово».

О целях Европы в российско-украинском конфликте:

«Во-первых, вернуть переговоры в нужное русло. Мы хотим мира, а не прекращения огня, которое означало бы капитуляцию Украины. <…> Мир должен быть прочным, на основе международного права, о нем нельзя договариваться без украинцев. За столом переговоров должны быть и европейцы, потому что это наша коллективная безопасность».

«Во-вторых, нам, европейцам, нужно наращивать наши военные усилия. США говорят нам то, что нам нужно услышать: „Мы слишком много за вас заплатили, мы хотим, чтобы вы взяли на себя больше бремени, у нас есть другие геостратегические приоритеты“. Здесь можно в какой-то степени согласиться с американцами. <…> Нам нужно очень быстро принимать решения на национальном и европейском уровне, чтобы иметь более сильную и автономную Европу, потому что на кону стоит наша безопасность».

О предстоящем разговоре с Дональдом Трампом:

«Я постараюсь убедить его [Трампа], что на самом деле его интересы совпадают с нашими. Я собираюсь сказать ему, что он не может быть слабым с президентом Путиным. Это не ты, это не твоя торговая марка, это не твой интерес. Как можно быть авторитетным с Китаем, если проявлять слабость перед Путиным?»

«Второе, что я хотел бы сказать [Трампу], это то, что если он позволит отдать Украину, то Россия будет неудержима для европейцев. Она не только станет еще сильнее, но и вернет себе Украину. <..> Это огромная стратегическая ошибка».

Sarah Meyssonnier / AP

О Владимире Зеленском и Владимире Путине:

«Он [Зеленский] был избран на свободных выборах на Украине, и он вовсе не был фаворитом — я помню это, как будто это было вчера. Он — президент, избранный в свободной системе, чего нельзя сказать о Владимире Путине».

О возможности провести выборы президента Украины:

«Вы думаете, что он [Зеленский] может организовать выборы в стране, откуда миллионы украинцев бежали в поисках безопасности? В стране, где мобилизованы миллионы, часть из которых находятся на фронте, где тысячи погибают и получают ранения каждый день? Где целая часть территории занята Россией? О чем вы говорите? Как вы думаете, мы в такой же ситуации получили бы удовольствие от проведения выборов? Он [Зеленский] не может провести выборы».

О необходимости повышать расходы Франции на оборону:

«Все страны-аванпосты [на границе с Россией, как Польша] тратят [на военный бюджет] 4-5% своего ВВП, в то время как мы тратим около 2%. <…> Сегодня мы должны снова [как и во времена холодной войны] инвестировать в оборону. <…> Нам предстоит принять жесткие решения с нашими главными партнерами в Европе, чтобы двигаться дальше. Я не знаю, является ли 5% правильной цифрой для Франции, но в любом случае нам придется ее поднимать».

Christophe Petit-Tesson / AP

О создании общеевропейской армии:

«Я бы хотел, чтобы Европа договорилась о создании общей армии. Я уже почти восемь лет добиваюсь того, чтобы создать реальную промышленную и технологическую базу для общей обороны».

О «российской угрозе»:

«Россия представляет угрозу для европейцев, если будет продолжать вести себя так хищно в своих так называемых гибридных угрозах».

О «российской фабрике троллей»:

«Как только появляется информация, способная ослабить Францию, она умножается в 100 и 1000 раз россиянами и их фермой троллей».