Президент Беларуси Александр Лукашенко 17 августа дал большое интервью украинской журналистке Диане Панченко. Все вопросы так или иначе касались российской военной операции на Украине. RTVI выбрал самые яркие высказывания белорусского лидера.

Путин был на все согласен, а Порошенко испугался

«Нужно и можно [было избежать военной операции на Украине]. В любой момент. И сейчас ее можно остановить, и тогда ее можно было избежать», — уверен Лукашенко.

Он назвал причиной развития конфликта отказ Киева выполнить Минские договоренности. Белорусский лидер утверждает, что «Путин был на все согласен», когда обсуждалось проведение выборов в тех районах Донецкой и Луганской областей, для которых Минские соглашения предусматривали особый статус.

По словам Лукашенко, тогдашний президент Украины Петр Порошенко побоялся проводить выборы, опасаясь, что они пройдут под российским контролем.

«[Порошенко] боялся, что там выберут не тех. Я вам говорю откровенно, что там разговор такой был: Ну, хорошо, не тех — в этом году. <…> Не тех выбрали. Люди же выбрали. На следующий год выберут тех. Вот такой шел разговор. И тогда надо было решить этот вопрос. Более того, Минские соглашения — договорились же обо всем, надо было соблюдать эти Минские соглашения. Но они не соблюдались. И я понимаю, что никто их и соблюдать не собирался», — рассказал он.

Президент Беларуси выразил уверенность в том, что если бы Порошенко тогда послушался его совета, сейчас «все было бы тихо и спокойно», в Луганской и Донецкой областях по-прежнему ходила бы украинская гривна, а Донбасс входил бы в состав Украины на правах автономии.

Лукашенко заверил, что Россия собиралась выполнить Минские соглашения. «Сто процентов. Вы ее не можете упрекнуть, что она не собиралась. У вас нет фактов для этого. А то, что Украина не выполнила Минские соглашения, — куча фактов», — рассуждал он в ходе интервью.

Закрывшийся Зеленский

Взявшая у Лукашенко интервью Диана Панченко призналась, что очень хотела бы задать те же вопросы президенту Украины Владимиру Зеленскому, но тот не настолько открыт к общению.

«Ну, он такой открытый был. Чего ж сейчас закрылся? Пусть он украинцам ответит на вопрос. Ко мне вы претензий не можете предъявить. Ни одного белоруса там из нашей армии не было. Мы эту границу не пересекали. А вот вы [украинская сторона] нас спровоцировали», — ответил белорусский лидер.

Горячая война

Беларусь вступит в «горячую войну» с Украиной только в одном случае — если украинские войска перейдут ее границу, заявил Лукашенко.

«Но помогать России мы будем всегда — это наши союзники. Вы знаете, что и боевое слаживание, и подготовка, и боеприпасы, оружие, и прочее — вам [Украине] 55 стран помогают. А России вот так открыто помогает только Беларусь», — обратился он к украинской журналистке.

Белорусский лидер решительно отверг предположения о том, что Путин склоняет его к участию в украинском конфликте.

«Глупость полная. Знаете почему? Потому что это ничего не даст. Дополнительно 70 000 войск ничего не дадут, ничего. У них [России] хватает живой силы и техники. Поэтому вовлекать Беларусь… Что это даст? Вот вы мне скажите, что это даст, если мы начнем воевать против Украины? Ничего», — пояснил он.

Однако, по словам Лукашенко, если Польша, Литва или Латвия начнут агрессию против Беларуси, та «мгновенно ответит всем, что у нее есть».

«У нас кое-что есть. И удар будет неприемлемый. Мы не соревнуемся с ними. Польша, Литва, Латвия — за ними НАТО стоит. Мы, конечно же, понимаем: силы несоизмеримы. Но мы нанесем для них неприемлемый удар, и они получат неприемлемый ущерб, урон. Вот на чем базируется наша концепция безопасности», — подытожил белорусский президент.

«Прикрой меня, пожалуйста»

Лукашенко утверждает, что Владимир Путин не обсуждал с ним военную операцию, но за несколько дней до ее начала в ходе встречи в его загородной резиденции обратился к белорусскому коллеге с просьбой.

«Он мне дословно сказал (впервые тоже об этом вам говорю): «Слушай, Саша, ты знаешь, такая ситуация, если, не дай бог, что случится, ну, мы союзники… » Конечно, союзники, все знают наши договоры: против России кто-то воюет — мы вступаем в войну, против Беларуси — они вступают в войну, у нас единая армия фактически здесь создана», — вспоминает тот разговор Лукашенко.

По его словам, Путин сказал ему: «Если вдруг что случится… <…> Ну, всякое может быть. Ты прикрой меня, пожалуйста».

Лукашенко подчеркнул, что изначально гарантировал неучастие Беларуси в украинском конфликте из-за отсутствия у нее реальных возможностей помочь России, которая «и так способна справиться с чем угодно».

«Но стрелять русским в спину мы не позволим. Помните эту фразу? Это было связано с просьбой Путина: «Ты прикрой меня, пожалуйста». Он опасался, скорее всего, удара в спину с Запада», — поделился мыслями белорусский лидер.

«Никто же не думал порабощать»

В разговорах при последней встрече (в июле президенты России и Беларуси общались в Санкт-Петербурге, а потом вместе ездили на Валаам) Путин якобы «как-то в сердцах» сказал Лукашенко: «Плохо, что мы столкнулись — два народа. <…> Никто же не думал там подчинять, порабощать, лишать независимости Украину. Нам это не нужно было. Но надо же было себя вести соответствующим образом и нам проблем не создавать».

По словам белорусского лидера, обычно они с Путиным «спорят, возражают друг другу», но тут ему нечего было возразить.

«Никто же не собирался там лишать независимости. Ну зачем себя так вели? А я видел, как себя вели, начиная со [второго президента Украины] Леонида Кучмы. Я уникальный для вас человек — 30 лет я видел все, что происходит, и имел отношение к этим событиям. Все начиналось, к сожалению, с Кучмы», — рассказал Лукашенко, добавив, что до этого никому об этом не говорил.

«Путин не сошел с ума»

Президент России не сошел с ума и не имеет имперских амбиций, заявил его белорусский коллега в ответ на просьбу прокомментировать соответствующие слухи.

«То, что Путин не сошел с ума, это я вам сто процентов могу сказать. Что там имперские какие-то замашки, я этого не наблюдал. Но сам думаю, что у руководителей больших государств всегда грудь распирает. <…> Россия — огромная империя, что там говорить? Конечно, это накладывает свой отпечаток на характер человека. Болтовня полная, фейк, выдумки, что из Путина «прет». Особенно сейчас», — заверил Лукашенко.

«Путин уже в квадрате»

Президент Беларуси категорически отверг разговоры о том, что мятеж Пригожина стал показателем ослабевшей власти в России.

«Путин абсолютно не тот. Это Путин уже в квадрате. Последнее время очень многому научило всех, в том числе Путина. Это уже не тот человек, это еще мудрее и хитрее человек, чтобы вы знали. А если кто-то думает, что «а, вот тут вот мятеж Пригожина, Путин ослаблен», — чепуха полная. Путин просто более мобилизован, хитрее и мудрее. Это наши противники должны знать», — сказал Лукашенко.

«Все мы виноваты»

На вопрос о том, ответственна ли Россия за текущие события, Лукашенко ответил: «А как же? Конечно. Россия ответственна за все. И за развал Советского Союза, когда там драчка происходила на личностном уровне в том числе. <…> Россия была основным государством, которое склеивало, держало, отвечало — правопреемница Советского Союза. Конечно, и Россия виновата. Все мы виноваты. И Россия, и Беларусь, и Украина, и так далее и тому подобное».

Он еще раз подчеркнул, что шанс «все повернуть» был и у Петра Порошенко, и у Владимира Зеленского, который, как «новый человек», мог «сесть и подумать, как лучше для своего государства, для своего народа».