Осужденного за шпионаж в пользу России организатора «Бессмертного полка» в Литве Алексея Грейчуса отправили в тюрьму. Об этом сам активист сообщил RTVI 17 августа.
«Всё. За мной приехала полиция. Уезжаю в места не столь отдаленные. Не поминайте лихом», — успел написать Грейчус.
Кто такой Алексей Грейчус
Гражданин Литвы Алексей Грейчус — выходец из семьи праведников мира. Это звание за спасение еврейской женщины Сары Кантор во время Второй мировой войны было присвоено его дедушке с бабушкой — Йонасу и Марийоне Грейчусам, чьи имена увековечены на Аллее праведников народов мира в Иерусалиме. Отец Алексея — известный литовский журналист, писатель Римантас Грейчус.
На родине Алексей Грейчус занимался сохранением советских военных памятников. Он также издал множество книг о войне в издательстве «Паритетъ». Кроме того, активист принимал участие во многих мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне в России и Литве, а также регулярно общался и даже конфликтовал с российскими дипломатами.
Дело против активиста
12 ноября 2021 года Клайпедский окружной суд Литвы признал Алексея Грейчуса и еще одного литовца Миндаугаса Туникайтиса виновными в шпионаже в пользу России. Первый получил четыре года тюрьмы, второй — 1,5 года. Уголовное дело рассматривалось в закрытом режиме.
По версии Департамента госбезопасности Литвы (ДГБ), Грейчус и Туникайтис передавали собранные данные сотруднику ФСБ Петру Чагину, работавшему в республике под именем Петра Тарашкявичуса. Как утверждают спецслужбы, Туникайтис фотографировал дома, а Грейчус проводил культурные и мемориальные мероприятия.
В январе 2022 года защита Грейчуса обжаловала решение суда. Но в июле Апелляционный суд Литвы отклонил жалобу, оставив в силе приговор Клайпедского окружного суда — четыре года тюремного заключения. Суд отметил, что собранная Грейчусом информация не является секретной, но может представлять интерес для иностранной разведки.
В июле 2022 года Грейчус сообщил, что суд признал, что «никакой секретной информации передано не было». Однако, по словам активиста, в его деле были два пункта, которые сыграли не в его пользу. В частности, мужчина раскрыл номер телефона сотрудника литовского Департамента госбезопасности (ДГБ) и марку его машины. По мнению Грейчуса, решение суда связано с тем, что «Литве нужны сакральные жертвы, чтобы пугать ими общественников».
В интервью RTVI активист рассказывал, почему не признает себя виновным в шпионаже, как в Литве легко можно стать «русским шпионом», а также поделился подробностями конфликта с российским консульством из-за замерзшего заживо ветерана.