Глава Роспотребнадзора Анна Попова рассказала РИА Новости, как медики борются с распространением штамма «омикрон», с чем связан высокий уровень заболеваемости коронавирусом и нужен ли новый локдаун.
Как протекает пандемия в России
«Всю пандемию, все два года Российская Федерация, кто бы что ни говорил, проходит с ровными результатами, не давая очень высоких цифр заболеваемости. Я хочу сказать, что эти цифры абсолютно истинные, у нас советская система полицевого и персонального учета, и здесь ошибиться невозможно», — заявила Попова.
По словам главы Роспотребнадзора, это также подтверждает и то, что Россия в общем рейтинге стран по показателям заболеваемости на 100 тыс. населения не поднималась выше 60-го места. Причем добиться такого результата удалось не только благодаря вакцинации. Попова подчеркнула, что еще до появления препарата система управления обеспечивала эффективность всех мероприятий по борьбе с COVID-19.
В целом, показатель недельной заболеваемости COVID-19 в России сегодня примерно в 5 раз ниже, чем показатели заболеваемости гриппом в 2015-2016 годах.
«Тогда недельная заболеваемость была больше тысячи на 100 тысяч человек, а сегодня заболеваемость в неделю в пять раз меньше, чем в пиковые годы гриппа», — пояснила глава ведомства.
Однако несмотря на довольно оптимистичные показатели, сегодня все федеральные округа России находятся в фазе эпидемического роста, отметила она.
Где самый высокий уровень заболеваемости в стране
Больше половины всех случаев заражения коронавирусной инфекцией приходятся на Москву, Московскую область и Санкт-Петербург.
«Крупные города, Москва, Московская область — это одна агломерация большая, и Санкт-Петербург сегодня дают больше половины всех случаев заболеваний коронавирусом в целом по стране», — заявила Попова.
По ее словам, это происходит из-за того, что именно в этих регионах активнее всего распространяется «омикрон»-штамм. Только в Москве 80% всех случаев заражения приходятся на «омикрон».
Однако, как считает глава Роспотребнадзора, Россия неплохо справляется с распространением новой и более заразной мутации.
Наши результаты очень неплохие в борьбе с этой волной, с этим штаммом. Они обусловлены еще и тем, что мы очень рано, с самых первых дней, выставили все необходимые кордоны. Мы закрыли все возможные входы для вируса. Это был уже необходимый элемент программы «Санитарный щит». Мы контролировали тех, кто прилетает из стран, где вирус был выявлен, прямо в аэропортах.
Благодаря этому специалистам удалось выиграть несколько месяцев, чтобы подготовить систему здравоохранения к новой волне COVID-19, добавила Попова.
Нужен ли новый локдаун
По словам главы ведомства, за счет того, что российская система здравоохранения была готова к новой волне пандемии, необходимости в ужесточении ограничительных мер на федеральном уровне сейчас нет.
«Система здравоохранения справляется, летальность не выше, чем в иные периоды, которые мы прошли уже в течение двух лет, и сегодня оснований для каких-либо специальных внешних ограничений нет», — подчеркнула Попова.
Все меры сейчас принимаются точечно, так как в разных регионах ситуация развивается по-разному. Тем более набор инструментов, которые используются в регионах для борьбы с распространением COVID-19, отработан уже очень хорошо.
«Субъекты аккуратно вводят какие-то специальные меры, не ввергая все общество и всю экономику в состояние коллапса, что сегодня и не нужно делать», — добавила глава ведомства.
Как болеют россияне
Около 80% случаев заражения, зафиксированных в Москве, приходятся именно на «омикрон»-штамм. Еще в 20% случаев люди заражаются мутацией «дельта».
При этом у 40% всех заболевших в Москве симптомы COVID-19 вовсе не проявляются. В целом по стране таких пациентов около 17-20%.
«Изначально мы предполагали, что в Российской Федерации могут быть достигнуты шестизначные цифры заболеваемости, и сегодня мы видим стремительный рост, но это цифры инфицирования. В этой цифре сегодняшней, если говорить о Москве, 40% людей, у которых нет симптомов, это хороший показатель. В целом по стране удельный вес бессимптомных форм составляет от 17 до 20%», — пояснила руководитель Роспотребнадзора.
Они не нуждаются в интенсивном лечении, однако всех заболевших необходимо на время изолировать, чтобы вирус не распространялся дальше.
При этом людям, которые успели сделать прививку от коронавируса, самоизолироваться после контакта с больными не нужно, если у них нет симптомов, рассказала Попова.
По этому поводу тоже есть значительное количество исследований о том, что у людей привитых и переболевших концентрация вируса гораздо меньше и период его выделения небольшой.
Как меняется вирус
К началу новой волны распространения коронавирус перестал проникать в легочную ткань и в основном поражает только органы верхних дыхательных путей.
«Вирус постоянно меняется, это его свойство <…>. Он ищет самую лучшую форму, которая адаптирует его к организму человека. В поисках такой самой правильной формы, самого правильного аминокислотного состава вирус утерял один из рецепторов, который обеспечивал его тропность или способность проникать в легочную ткань», — объяснила главный санитарный врач.
Особенно такое отличие свойственно «омикрону», который преимущественно задерживается в верхних дыхательных путях, что вызывает трахеит или бронхит у детей. При этом тяжелые формы, которые отмечались ранее, он не провоцирует.
Также Попова предупредила, что слабое течение заболевания не является поводом для несоблюдения предписанных санитарных мер, так как последствия заражения данным штаммом до конца еще не изучены.
«Мы же видели тогда, что предыдущие варианты вызывали отдаленные осложнения, самые разные. Поэтому здесь основная задача сегодняшняя — не заболеть, сделать для этого все», — заключила она.