Парламент Финляндии проголосовал 17 мая за предложение правительства о вступлении в НАТО. Инициативу поддержали 188 депутатов, восемь выступили против.

Парламентские дебаты по вопросу о членстве в Североатлантическом альянсе продолжались 14 часов, за это время в зале заседаний было произнесено 212 речей, передает сайт национальной вещательной компании Yle. Накануне этот же источник называл слушания «марафонскими».

По данным издания, решение парламента позволяет президенту Финляндия Саули Ниинистё и главе правительства Санне Марин запустить официальный процесс подачи заявки на членство в НАТО, что может произойти уже 17 мая.

Слушания в законодательном собрании потребовались после того, как член «Левого альянса» Маркус Мустаярви выступил с контрпредложением о сохранении Финляндией нейтрального статуса. Его поддержали однопартийцы Йоханнес Ирттиахо и Катья Ханнинен.

Что говорят в России

Заместитель главы МИД России Сергей Рябков ранее заявил, что Москва будет вынуждена принимать компенсирующие меры после вступления Финляндии и Швеции в НАТО.

«Понимаете, они сами не знают, чего они хотят. Они мучаются от собственного непонимания, что такое будущий мир, и они страдают от неизбежности многополярности этого мира. Когда пройдет период анализа нами в Москве последствий данного шага с точки зрения общей конфигурации сил и средств в Европе и на севере Европы, нам придется принимать компенсирующие меры, и никто от них не выиграет», — рассказал дипломат в эфире телеканала «Россия 24».

Президент Владимир Путин накануне говорил, что вступление Швеции и Финляндии в НАТО не создаст непосредственной угрозы для безопасности России, поскольку у нее нет проблем с этими странами. При этом глава государства подчеркивал, что расширение военной инфраструктуры за счет сил альянса на территории обеих стран неминуемо вызовет «ответную реакцию» Москвы, а само их вступление в НАТО может усложнить «и без того непростую обстановку в сфере международной безопасности».

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков называл вступление Швеции и Финляндии в НАТО «поводом для очень глубокого анализа» и говорил, что в Кремле за этим очень пристально следят. По его словам, готовящееся пополнение военного блока не приведет к укреплению архитектуры европейской системы безопасности.

Говоря о планах вступления в НАТО, главы правительств Швеции и Финляндии подчеркивали, что спецоперация России на Украине «изменила весь ландшафт безопасности в Европе» и «радикально поменяла мысли людей» в Скандинавии. Социологические опросы показывают, что в Финляндии идею членства в альянсе поддерживают около 75% граждан.

«Россия долго говорила, что невступление Финляндии и Швеции в военные союзы стабилизирует ситуацию на Балтике. Но в конце прошлого года она заявила, что Финляндия и Швеция не могут вступить в НАТО. Мы со Швецией оставались внеблоковыми по нашему собственному желанию, но Россия своими словами дала понять, что у нас не может быть собственной воли. Это было серьезным изменением, это заставило задуматься. И то, что произошло 24 февраля и до сих пор продолжается <…>, полностью изменило картину. Они готовы напасть на соседнюю страну», — говорил президент Ниинистё.

Анкара против

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг и лидеры большинства входящих в альянс государств выступают за скорейший прием Финляндии и Швеции в НАТО. Еще в начале апреля Столтенберг обещал, что организация найдет способы относительно быстро принять страны, если те выразят желание присоединиться к блоку. Тогда же он подчеркнул, что финские вооруженные силы «полностью отвечают военным стандартам НАТО».

Впрочем, идею расширения альянса за счет двух стран Скандинавии не поддерживает Турция. Президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что обе страны выступили в «поддержку террористов», когда отказались выдать Анкаре представителей Рабочей партии Курдистана (РПК) и последователей проповедника Фетхуллаха Гюлена, которых власти Турции считают экстремистами. Также президент был недоволен решением Хельсинки и Стокгольма отказаться от поставок Турции некоторых видов оружия из-за участия турецких военных в боевых действиях в Сирии.

«Я буду предельно откровенным. Ни одна из этих стран не имеет четкой позиции по поводу террористических организаций. Более того, даже если изначально они декларируют намерение бороться с террористами, в процессе с их стороны возникают отказы в выдаче террористов, которых они должны были выдать», — сказал турецкий лидер 16 мая.

С их вступлением НАТО перестанет быть организацией безопасности. Мы не можем это одобрить, пусть не обижаются, — заявил Эрдоган.

The Wall Street Journal (WSJ) отмечает, что заявление турецкого лидера «внесло неопределенность» в вопрос вступления в альянс двух скандинавских стран, потому что для одобрения заявки должно быть согласие всех 30 членов НАТО. Впрочем, издание полагает, что слова Эрдогана скорее призваны выторговать дивиденды для самой Анкары. В публикации приводятся слова помощника Эрдогана Ибрагима Калина, который заявил следующее: «Мы не закрываем дверь [для новых членов НАТО]. Но для нас этот вопрос связан с национальной безопасностью Турции».

К такой же позиции склоняются The Washington Post, The Guardian и Independent. Агентство Reuters узнало от источников в дипломатических кругах, что на Эрдогана будет «оказано давление», чтобы он уступил, потому что появление Финляндии и Швеции в альянсе значительно укрепит позиции НАТО в Балтийском море. На это же указывало и финское руководство.

«Членство в НАТО укрепит безопасность Финляндии. Будучи членом НАТО, Финляндия [также] укрепит весь оборонительный альянс. Финляндия должна в срочном порядке подать заявку на вступление в НАТО. Мы надеемся, что шаги на национальном уровне, которые уже необходимы для достижения этого решения, будут быстро сделаны в течение ближайших дней», — говорили президент Финляндии Ниинистё и премьер-министр Марин в совместном заявлении от 12 мая.