Главный редактор RT Маргарита Симоньян заявила о возможности провести испытания ядерного оружия в небе над Сибирью. Журналистка считает, что «ядерный ультиматум» станет ключом к решению военного конфликта на Украине, при этом «термоядерный взрыв», по ее мнению, не приведет к серьезным последствиям, но «выведет из строя всю электронику». Как на идею Симоньян отреагировали федеральные чиновники, блогеры и ученые — в материале RTVI.
Мнения чиновников
Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России:
В настоящее время мы все-таки не выходили из режима отказа от ядерных испытаний. Этого не было до сих пор, поэтому я не думаю, что сейчас возможны такие дискуссии с официальной точки зрения. Давайте не забывать, что Маргарита не работает в официальных органах власти, поэтому ее слова не всегда отображают официальную позицию.
Мария Прусакова, депутат Госдумы от Алтайского края (КПРФ):
Маргарита, ваше высказывание о том что, чтобы ваши дети не комплексовали в школе среди сверстников из-за отсутствия у них гаджетов, вы в принципе рассматриваете возможность взрыва термоядерной бомбы над Сибирью, мы, сибиряки, восприняли как глубокое оскорбление.
Хочу напомнить вам, что именно благодаря в том числе сибирякам советский народ победил фашизм в Великой Отечественной войне. Поэтому вы, как минимум, должны извиниться перед жителями всей Сибири и особенно перед теми, кто и сегодня на протяжении последних нескольких десятилетий страдает от последствий испытаний на Семипалатинском полигоне. Настоятельно вам рекомендую — те вопросы, в которых вы, как вы сами говорите, вы «баба-дура» и не разбираетесь, именно эти вопросы обсуждать на кухне, а не высказывать их в публичном пространстве.
Член комитета Госдумы по обороне Виктор Соболев:
С такими заявлениями со стороны России выходить не надо. Часто брякают ядерным оружием. Да, оно у нас есть, находится в нормальном состоянии и готово к применению. Но в том случае, если его использует коллективный Запад.
Анатолий Локоть, мэр Новосибирска:
Наверное я, как физик по образованию, прокомментирую. Ничего хорошего в наземных термоядерных взрывах нет. Последствия могут сказываться даже не на сотни лет, а на тысячелетия. Потому что образуются неустойчивые элементы, период полураспада которых исчисляется сотнями лет, а некоторые — и тысячей лет. К проблеме наземных термоядерных испытаний и любых взрывов, связанных с выделением термоядерной энергии, ядерной энергии надо относиться очень ответственно.
Николай Королев, помощник депутата Мосгордумы Евгения Ступина*:
По словам Маргариты, если произвести взрыв в сотнях километрах — ядерной зимы не будет, и никто не умрет от онкологии, зато из строя будет выведена вся радиоэлектроника и все спутники. <…> Как и вы сейчас, я не поверил своим ушам и глазам ни с первого, ни со второго раза…
Подобные высказывания являются нарушением законодательства РФ, не говоря уже о дикости и несуразности этих заявлений.
Отправил обращения в СК и МВД с требованием проанализировать высказывания гражданки и, наконец, привлечь ее к административной или уголовной ответственности.
Мнения блогеров и публицистов:
Телеграм-канал «МИГ России»:
Мы сначала подумали, что слова Симоньян о термоядерном взрыве над Сибирью — это часть какого-то камерного, светского интервью для своих, ну мало ли что ляпнула, это не ее тематика. Ну и недруги вырезали конкретно этот кусок <…>. Но не более того.
Но нет. Ролик размещен у нее на канале. Демонстративно. Чтобы мы все увидели и пообсуждали.
Заигрались мы уже в эти политтехнологии. Как бы клапан не сорвало.
Телеграм-канал «Скурлатов Live»:
Бей своих, чтоб чужие боялись? <…> Ну не знаю, не знаю. Почему же над территорией Сибири, а не на имеющемся полигоне на Новой Земле? <…> Странное предложение. Полагаю, что отдых на курортах пока не дал возможности медиамагнату войти в «колею» информационных кейсов. А может быть дроны, взрывающиеся возле дома Марго на подмосковной Истре (полчаса езды от меня, могла бы на чай пригласить, ибо сколько времени в беседах проводим у монитора), а потом — «у родового поместья в Адлере» заставили подумать о… «выстреле себе в ногу», как говорится. <…> Непонятно. Но московский холодный климат, надеюсь, отрезвит руководителя «Россия сегодня» и заставит дезавуировать сегодняшнее предложение в сторону более мягких формулировок.
Александр Картавых, z-блогер:
Вопросы к уровню компетенции возникают. Ну, если ты сама просто по приколу можешь выдать для западной прессы заголовок уровня: «КРЕМЛЕВСКИЕ ПРОПАГАНДИСТЫ ПРИЗЫВАЮТ К ЯДЕРНЫМ БОМБАРДИРОВКАМ СИБИРИ!!!», то я не знаю… Может в отпуск пора сходить <…>? Провести время с семьей. Курсы повышения квалификации пройти. В общем, нужно перестать быть информационным лампасом, который сам себя зачем-то периодически окунает в кринж. Это ж очень непрофессионально. <…> Можно вот этого поменьше, я вас прошу.
Андрей Морозов, автор телеграм-канала «Нам пишут из Янины»:
Г-жа Симонян, очевидно, не понимает, что после термоядерного взрыва в небе над Сибирью мощности достаточной, чтобы хоть как-то серьезно повредить мерзопакостному блоку НАТО и его союзникам с помощью электромагнитного импульса, <…> и ее, и ее детей, если они в этот момент, конечно, окажутся на территории России, меньше всего будут беспокоить проблемы отсутствия или наличия у них или кого-то еще каких-то гаджетов. Вам, дорогие, жрать будет нечего.
Анатолий Несмиян, публицист:
Во-первых, с 1963 года действует запрет (не добровольный мораторий, а запрет, стоит отметить) на проведение ядерных испытаний в трех средах, включая воздушную. Этот запрет зафиксирован в Московском договоре и пока даже сегодняшний Кремль не рискнул его денонсировать. Симоньян либо просто не в курсе, либо сознательно провоцирует своим сногсшибательным предложением.
Во-вторых, электромагнитный импульс, возникающий при подрыве ядерного (или термоядерного) заряда вызывает выход из строя вообще любых устройств, работающих на электрической энергии. Поэтому наивные мечтания Симоньян по поводу перехода на линейную связь попросту глупы — из строя выходит вообще все. Останутся только голуби и ездовые собаки с ямщиками. <…>
В-третьих. Значительная часть военных устройств (в том числе и спутниковые группировки стран-противников) проектируются в расчете на применение оружия, применяющего электромагнитные импульсы и достаточно надежно экранированы. Поэтому предложение Симоньян обрушит гражданскую инфраструктуру, почти не повредив военную.
В-четвертых. ЭМИ (электромагнитное излучение. — Прим. RTVI) распространяется по прямой, а значит, данный поражающий фактор воздушного взрыва накроет только ту поверхность Земли, которая находится в зоне прямой видимости от гипоцентра подрыва. Остальная территория будет скрыта кривизной Земли. Скажем, чтобы надежно накрыть всю территорию США, взрывать устройство нужно на высоте порядка 500 километров. Мощность такого взрыва, которая будет достаточной, чтобы обрушить электрические сети и закоротить устройства в зоне поражения, пусть Симоньян попробует рассчитать самостоятельно, формулы в интернете есть. Но главное — взорвав устройство «где-то над Сибирью» Симоньян грохнет энергетическую инфраструктуру половины России, никак не повредив вражескую. <…>
Про то, что предлагаемый сюжет нанесет тяжелые последствия исключительно российской территории, российскому населению и российской инфраструктуре, но никак не отразится на ком-то еще, говорить не приходится.
Мнения ученых
Андрей Ожаровский, инженер-физик программы «Безопасность радиоактивных отходов»:
В любом учебнике ОБЖ перечисляются поражающие факторы ядерного оружия, и первый из них называется электромагнитный импульс. Действительно, если высоко в космосе, в разреженной атмосфере, в безвоздушном пространстве произвести подрыв ядерного взрывного устройства, то основные поражающие факторы будут минимизированы или в принципе отсутствовать. Ударной волны не будет. Световой импульс, пока дойдет до земли, будет достаточно маленький. Радиоактивное загрязнение будет присутствовать, но развеется на огромную территорию и концентрации будут не такие значительные. А вот электромагнитный импульс действительно отключит — и я тут должен уточнить — не защищенную аппаратуру.
Дело в том, что после первых же испытаний ядерного оружия в 40-х годах прошлого века стали понятны вот эти поражающие факторы, и вся военная электроника рассчитана на то, чтобы работать даже после ядерного взрыва. Там просто стоят предохранители, когда происходит электромагнитный импульс, просто размыкаются электрические контуры. Достаточно простая, примитивная, с 40-х годов известная система предохранения. Про военные спутники я, к сожалению, специальными знаниями не обладаю, но я так думаю, что военная электроника на спутниках тоже учитывает такое неблагоприятное воздействие. Но тут конкретный вопрос Илону Маску — готовы ли его спутники выдержать такую штуку? Насколько я знаю, действительно проводились эксперименты.
Видимо, эта деятельница [Симоньян] посмотрела какие-то фильмы-катастрофы, где люди стоят в пробке и машины перестают заводиться. Это правда. Обычные электроприборы бытового назначения, стартеры автомобилей, мобильные телефоны, компьютеры действительно будут повреждены в каком-то радиусе. Это — локальное воздействие. Никакой другой территории, кроме той, над которой произойдет, не дай бог, такое испытание, ничего не грозит. Отключатся только те спутники, которые которые будут находиться в пределах воздействия.
Но тут еще одну вещь важно сказать. Вот эта хрень, о которой говорит госпожа Симоньян, она запрещена Московским договором 1963 года (Договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой. — Прим. RTVI). Много всяких деятелей довольно безответственно, на мой взгляд, призывают нарушать международные договоры, но здесь существует четкий международно-правовой режим.
Если действовать по законам, то Российская Федерация должна выйти из Московского договора (технически это возможно), и после этого — да, можно заниматься всякой ерундой. Мне кажется, это никого не испугает, никому не причинит большого ущерба, кроме тех спутников, которые будут находиться в радиусе 100 км от этой штуки. Просто по причине физики явления тот самый электромагнитный импульс будет с каждым километром ослабевать, и в какой-то момент даже и обычную нашу с вами гражданскую электронику не погубит. Это просто основы физики, это нельзя никак изменить. Нельзя сделать бомбу, чье воздействие не затухало бы с расстоянием.
Валерий Христофоров, физик, кандидат технических наук, доцент НГТУ:
Как у нее язык повернулся такое сказать? Понять я это не могу. Может быть, если на какой-то огромной высоте, если взорвать, то людей массово сразу не убьет, но всё равно радиоактивные осадки будут перемещаться в атмосфере по Земле и в конце концов выпадут вместе с дождями, с пылью на головы всех людей.
Последствия термоядерного взрыва просто ужасные, жуткие, да и даже от атомной бомбы.
Институт ядерной физики СО РАН:
Всё зависит от мощности, но при существующих мощностях это будет только локальная экологическая катастрофа. Заражение может распространиться по всей Земле и выпасть осадками в другом регионе, стране — это негативные последствия, которые возможны повсеместно. А катастрофические — локальны.
Единичный взрыв существующих и ранее существовавших ядерных зарядов не может привести к ядерной зиме, что было подтверждено испытаниями 1961 года, когда была взорвана термоядерная бомба с самой большой мощностью в истории — 58,6 мегатонны.
В любом проводнике возникает ЭДС индукции, если около него возникает быстрое переменное магнитное поле. И это всё равно что подключить неожиданно к проводу колоссальный источник с огромным напряжением, на которое вся система не рассчитана. И всё это просто вырубается, если не сгорает. Все чипы могут сгореть навсегда.
*внесен Минюстом России в реестр иноагентов