Компанию «Алвитфарм», связанную с крупным производителем БАДов «Алтайвитамины», заподозрили в торговле фальсифицированными препаратами для лечения онкологических заболеваний. Это следует из материалов уголовного дела, с которыми ознакомился RTVI.
В феврале алтайское МВД возбудило уголовное дело по статье о мошенничестве в особо крупном размере (ч.4 ст. 159 УК РФ) из-за «двойной» продажи препаратов для лечения орфанных (редких) заболеваний краевому Минздраву. Продавцом выступала компания «Алвитфарм». Теперь действия поставщика дополнительно квалифицировали по статье об обращении фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств (ч.1 ст. 238.1). Материалы дела передали для расследования из МВД в следственное управление СК РФ по Алтайскому краю.
В ходе предварительного следствия полицейские установили, что упаковки с лекарством для лечения орфанных заболеваний «Элизария», которые компания «Алвитфарм» в рамках госконтракта продала краевому Минздраву, неизвестным образом оказались в «двойном» обороте. Производитель препарата еще в 2019 году поставил их официальному дистрибьютору — АО «Фармстандарт». Далее препарат был выпущен в гражданский оборот, после чего оказался в руках ООО «Алвитфарм». Каким образом компания получила лекарство, на данный момент неизвестно.
RTVI выяснил, что в деле появился новый эпизод: в мае 2020 года «Алвитфарм» продал «Алтайскому краевому онкологическому диспансеру» препарат «Брентуксимаб Ветодин», используемый при лечении лимфомы, объем госконтракта составлял 18,1 млн рублей. Как выяснили оперативники, изучив данные системы маркировки «Честный знак», ранее упаковки с этим лекарством уже были проданы в больницы ХМАО, Псковской и Ростовской областей, рассказал собеседник, близкий к следствию. RTVI направил запросы в медучреждения.
По данным госконтракта, «Алвитфарм» обязалась поставить онкодиспансеру 100 упаковок «Брентуксимаб Ветодин» по цене 181,8 тыс. руб. за пачку. При этом исполнить контракт целиком компания не успела, через полгода он был расторгнут по соглашению сторон. Фактически за выполненные работы «Алвитфарм» получила 17,2 млн рублей. RTVI направил запрос в краевой Минздрав с просьбой рассказать, почему контракт расторгли.
По данным СПАРК, краевой онкодиспансер является крупнейшим заказчиком «Алвитфарм»: с 2019 года компания заключила с госучреждением 57 контрактов на 228,3 млн рублей. Частыми заказчиками фирмы также выступает краевой Минздрав (29 контрактов на 147,2 млн рублей), онкодиспансер города Рубцовска в Алтайском крае (31 контракт на 120,5 млн рублей) и Минздрав Республики Алтай (44 контракта на 95,2 млн рублей).
Совладельцем «Алвитфарма» является президент АО «Алтайвитамины» Юрий Кошелев. До октября 2019 года поставщик онкопрепаратов был дочерним предприятием акционерного общества. В 70-е годы Кошелев руководил Бийским витаминным заводом, который после приватизации получил название «Алтайвитамины». Оборот предприятия за 2021 год составил 1,8 млрд рублей. Фармацевтическая компания производит БАДы, витамины и лекарственные препараты. В ассортименте «Алтайвитаминов» также есть продукция из рогов маралов, сообщается на сайте.
В делах о «двойной» продаже препаратов статья 238.1 («Обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств») применяется редко, говорит эксперт по фармацевтической безопасности Александр Носенко. Фактически такие препараты не подпадают под категорию фальсифицированных: «Поставить точку в вопросе, сфальсифицирована ли вторичная упаковка и само лекарственное средство или нет, может только экспертиза».
«Возможно, по результатам расследования и выяснения всех обстоятельств дела, следственный орган переквалифицирует действия злоумышленников. Например, если будет установлен факт хищения препаратов в ЛПУ, то к ним может быть применена ст. 158 или 160 УК РФ», — говорит Носенко. При этом действия поставщика ранее проданных препаратов могут быть квалифицированы как мошенничество.
RTVI направил запросы в СК по Алтайскому краю, а также в компанию «Алтайвитфарм». К моменту публикации они не ответили на вопросы редакции.