Глава правительства Эстонии Кая Каллас извинилась перед общественностью за скандал, связанный с «российским» бизнесом ее мужа, но заявила, что не намерена из-за этого уходить в отставку, передает Delfi.
«Мне очень жаль, что такая ситуация вообще возникла. Я приношу извинения всем, кого это задело, но я отвечаю за те моральные оценки, которые давала. Я по-прежнему считаю, что вести бизнес в России или поддерживать отношения с Россией в ситуации, когда идет полномасштабная ***** [военная операция], неправильно с моральной точки зрения. Это нужно прекратить, и я призываю все эстонские предприятия сделать это. Эта моя позиция не изменилась», — пояснила премьер-министр Эстонии.
Она заверила, что не собирается добровольно покидать занимаемый пост, но признает за парламентской оппозицией право консолидировать усилия и вынести ей вотум недоверия. «Это их работа», — считает Каллас.
На вопрос о происхождении сотен тысяч евро, из которых она кредитовала фирму своего мужа, глава эстонского правительства ответила: «Все мои декларации как должностного лица находятся в открытом доступе с момента моего прихода в политику. Там видны все мои доходы и отражено то, что я заработала до того, как стала политиком. Мне нечего скрывать. Это мои сбережения, и эти сбережения я дала в долг предприятию, занимающемуся инвестициями».
Каллас подчеркнула, что иностранные СМИ освещают связанный с бизнесом ее мужа скандал «довольно сдержанно и не столь категорично», как эстонские. «Остальной мир осуждает нарушение санкций, а этого [в ходе бизнес-деятельности супруга премьер-министра Эстонии] сделано не было», — подчеркнула она, в очередной раз заверив, что ее муж Арво Халлик прекратил все деловые отношения с Россией через месяц после начала военной операции на Украине.
«Мой супруг, по цене бутерброда продав свою долю в предприятии, которое строил годами, показал, что действительно понимает суть претензий, и взял на себя ответственность не на словах, а на деле», — рассуждает Каллас.
В скандале она косвенно обвинила эстонского клиента фирмы своего мужа — компанию Metaprint, владеющую российским заводом по производству аэрозольной упаковки. «Надо спросить у этой фирмы, почему на сворачивание ее деятельности в России ушло так много времени. Безусловно, все это выглядит очень плохо. Повторю, мне очень жаль, что такая ситуация возникла», — повторила Каллас.
Она отказалась присутствовать на заседании парламентской спецкомиссии по контролю за госбюджетом, которое состоится 29 августа. Председатель этой комиссии Урмас Рейнсалу заявил Delfi, что узнал об этом решении премьера из СМИ. По его словам, Каллас не осознает, что «для эстонского общества тема бизнеса, связанного с Россией, находится в центре внимания, и общество хочет услышать ответы именно от премьер-министра».
Секретариат премьер-министра пояснил, что на завтрашний день у нее «плотный график», поэтому прийти на заседание комиссии, которое начнется в 10:00, она не сможет. При этом сама Каллас в беседе с ERR заявила, что не планирует участвовать в совместном экстренном заседании спецкомитета по контролю за госбюджетом и специального антикоррупционного комитета, поскольку «российский» бизнес ее мужа «никак не связан с госбюджетом» Эстонии.
«Она ведет себя недостойно. Она отказалась прийти уже во второй раз», — прокомментировал эти слова Рейнсалу, напомнив, что Каллас проигнорировала и сегодняшнее заседание спецкомиссии, на котором обсуждались вопросы финансирования канцелярии президента. Глава правительства, обосновывая свой отказ, заявила, что ей «нечего сказать», а на заседании ее представит министр финансов Март Вырклаэв.
Председатель парламентской спецкомиссии по борьбе с коррупцией Март Хельме в беседе с ERR подчеркнул, что премьер-министр «юридически обязана» явиться на заседание, куда ей направили приглашение.
«Парламентская комиссия имеет право требовать от правительства данные, необходимые для ее работы, а также требовать участия министра, в том числе премьер-министра, в заседании комиссии, чтобы получить информацию по вопросам, входящим в компетенцию члена правительства. Приглашенная сторона обязана явиться, дать объяснения и ответить на вопросы», — напомнил Хельм о действующем регламенте.
По его словам, «закон не дает премьер-министру права произвольно оценивать, может ли комитет пригласить его для доклада на сессию или нет», поэтому «Кае Каллас здесь не о чем спорить или договариваться».
Ранее премьер Эстонии заявила, что не была в курсе подробностей, связанных с бизнесом своего мужа, и не знала о его делах в России. Он, в свою очередь, утверждал, что принадлежащая ему компания просто совершала перевозки, необходимые для сворачивания российской деятельности своего клиента — эстонской фирмы Metaprint, которая специализируется на производстве упаковки для аэрозолей. Однако парламентская оппозиция считает, что эти перевозки осуществлялись в нарушение санкционного режима и противоречат заявлениям самой Каллас, которая давно и последовательно выступает за полный разрыв деловых отношений с Россией.