Восьмое мая в Германии из дня памяти и надежды превратилось в день войны; мечта об общем европейском доме рухнула, ее место занял кошмар. С такими заявлениями выступил президент ФРГ Вальтер Штайнмайер на открытии конгресса Ассоциации немецких профсоюзов (DGB) в дгодовщину окончания Второй мировой войны в Европе. Речь Штайнмайера опубликована на странице его канцелярии.

Выступая перед участниками конгресса, Штайнмайер заявил, что после окончания Второй мировой войны 8 мая для немцев стало днем благодарности за освобождение от нацистской диктатуры, днем памяти о страданиях и жертвах Второй мировой войны, днем признания собственных ошибок на историческом пути и преступлений немцев.

«Долгое время 8 мая также было днем надежды. Те, кто пережили Вторую мировую войну, могли надеяться, что европейский континент усвоит урок истории, и война никогда не будет инструментом политики. Каждый, кто жил в годы Холодной войны, помнит ощущение надежды от Хельсинкского заключительного акта 1975 года, когда все европейские страны, включая Советский союз, дали обещание о нерушимости границ и отказе от насилия. Поколения политиков работали над тем, чтобы слова “никогда снова” означали также “никогда снова в Европе не будет войны”. Михаил Горбачев дал нам эту идею — общий европейский дом», — заявил Штайнмайер.

«Но сегодня, 8 мая, мечта об общем европейском доме рухнула, ее место занял кошмар. Это 8 мая — день войны», — сказал президент Германии.

По словам Штайнмайера, события на Украине разрушили многое из того, что воспринималось как должное и неоспоримое. Президент несколько раз повторил, что Европа переживает момент «эпохального перелома», угрожающего «основам европейского мира, которые были заложены после Второй мировой войны и Холодной войны».

Штайнмайер обвинил Москву в том, что она больше не признает таких базовых понятий как территориальный суверенитет, свобода выбора союзников, отказ от насилия как средства разрешения политических вопросов. События на Украине немецкий президент назвал «атакой на саму идею либеральной демократии» и ценности, на которых она стоит — свободу, равенство, уважение к правам и достоинству человека.

«Наш ответ однозначен и ясен: мы вместе с Украиной, всем сердцем и со всей убежденностью, мы вместе с нашими европейскими соседями. Потому что это тоже урок 8 мая 1945 года. Он состоит в том, что мы, европейцы, не позволим рассорить нас агрессивным национализмом и ненавистью между народами!» — заявил Штайнмайер.

По словам президента Германии, конфликт на Украине болезненным образом дал понять, что Европа зря принимала мир, свободу и процветание как данность. Также заблуждением было думать, что угроза «политического, экономического и морального краха» остановит Москву. Европе «жестоко» показали, что она «должна защищать и охранять свою демократию изнутри и извне», констатировал Штайнмайер.

«Нам нужно, чтобы демократия была способна защищать себя не только в воскресных речах, не только как политическая культура, демократическая уверенность в себе, приверженность идеям. Нам также нужны современные вооруженные силы и еще лучше оснащенный Бундесвер», — заявил президент Германии.

«Международная политика и дипломатия, конечно, будут востребованы в будущем. Но всякий, кто полагается на дипломатию и переговоры, чтобы избежать будущих конфликтов, должен знать, что переговоры нельзя вести с позиции слабости. Успешные переговоры можно вести только с позиции силы», — убежден президент Германии.

Перелом в экономике

Также Штайнмайер в ходе выступления перед представителями немецких профсоюзов коснулся и вопроса экономики, где тоже обозначился «поворотный момент». Первым фактором, по его словам, стала пандемия, а вторым — события на Украине. В обоих случаях была обнажена зависимость Германии от ее поставщиков в других концах света и уязвимость мировой логистики, отметил президент.

«Урок может быть только один — самая низкая цена на рынке не должна быть единственным фактором при принятии решения, с кем вести бизнес. Это распространяется не только на покупки энергоносителей, но и на сырье, <…> производственные процессы. Вдобавок к экономическим рискам нужно принимать в расчет политические риски каждого решения. Нам нужно более умно диверсифицировать экономику и заново открывать в Европе потенциал производственной локации, делать ее привлекательной для этого. Демократия — главнейшая наша ценность, но ее защита имеет цену. Также есть и цена для нашей экономики, и обо всем этом мы будем говорить, когда речь дойдет до будущего глобализации», — заявил Штайнмайер.

«Нынешний многовекторный кризис стал непомерной ношей для многих людей. Но также именно этот многомерный кризис дает четко понять одну вещь — как срочно нам нужно действовать, действовать сообща, чтобы вести экономику страны в будущее», — подчеркнул президент Германии.

Свое выступление перед представителями профсоюзов Штайнмайер завершил повторением слов о том, что сегодняшнее 8 мая — «день войны».

Угроза голода

О том, что последствия спецоперации наложились на другие негативные факторы и грозят серьезными экономическими проблемами, говорила 8 мая и министр по вопросам экономического сотрудничества и развития Германии Свенья Шульце. В интервью Bild она заявила, что цены на продовольствие во всем мире уже выросли на треть и достигли рекордных уровней, а боевые действия на Украине, пандемия коронавируса и засуха грозят всему миру «сильнейшим голодом со времен Второй мировой войны и миллионами погибших».

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), в марте цены на продукты питания увеличились на 12,6% и достигли рекордных значений с 1990 года. Значительный вклад в это внесло подорожание растительного масла и зерна, ключевыми производителями и экспортерами которых выступают Россия и Украина. Масло в марте взлетело в цене на 23,2% месяц к месяцу, зерновые культуры — на 17,1%.

Согласно статистике FAO, до спецоперации Украина была пятым в мире экспортером пшеницы, на долю которого приходилось 10% глобального рынка. Также страна выступала одним из ведущих поставщиков кукурузы с рыночной долей в районе 15%. Россия — мировой лидер по экспорту пшеницы с показателем в 17% мирового экспорта, а также второй по величине поставщик подсолнечных семян. Черноморский регион экспортирует не менее 12% «мировых пищевых калорий», включая пшеницу, кукурузу, другие зерновые, подсолнечное масло. Значительная доля экспорта — около 40% в случае пшеницы — отправляется в Африку и на Ближний Восток.

Об угрозе глобального голода говорил еще 22 марта президент Украины Владимир Зеленский. Выступая по видеосвязи перед итальянским парламентом, он напомнил, что его страна «всегда была одним из крупнейших экспортеров продовольствия», но текущая обстановка мешает посевной кампании.

В тот же день, 22 марта, на опасность голода указал и генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш. Выступая перед журналистами у штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке, руководитель международной организации призвал к скорейшему прекращению боевых действий на территории Украины.

«Население Украины переживает ад на земле, а последствия ощущаются по всему миру. Стремительно растущие цены на продовольствие, энергию и удобрения угрожают вылиться в глобальный голод», — предупредил Гутерриш.

Генеральный секретарь также подчеркнул, что события на Украине накладываются на продолжающийся экономический шок, вызванный пандемией коронавируса. «Пора прекратить боевые действия и дать миру шанс», — говорил Гутерриш.