Грузия «решительно осуждает» соглашение, в рамках которого Абхазия передаст России имущественный комплекс государственной дачи в Пицунде на площади 186 гектаров. Об этом 26 июля заявила в Twitter грузинский президент Саломе Зурабишвили.
«То, что мы наблюдаем в Бичвинте (Пицунде), — это форма аннексии территории Грузии Россией. Мы видим сильную народную реакцию на происходящее», — написала глава государства, призвав международное сообщество «решительно отреагировать» на российско-абхазскую сделку.
Накануне, 25 июля, грузинская неправительственная организация Центр социальной справедливости выступила с критикой в адрес властей страны, обвинив их в неспособности должным образом отреагировать на планируемую передачу госдачи и призвав «предпринять своевременные шаги для сдерживания политики аннексии России в Абхазии».
В ЦСС подчеркнули, что правительство Грузии должно выступить с официальным заявлением против российско-абхазского соглашения о передаче объекта в Пицунде, «поставив вопрос об этом перед международным сообществом и организациями, подавая дипломатический сигнал недовольства Россией и в то же время оказывая поддержку абхазскому обществу».
В Центре социальной справедливости утверждают, что в Абхазии наблюдается «недовольство элит», и на фоне заявления России о сокращении финансирования органов местного самоуправления правительству Грузии следует воспользоваться моментом и «действовать в русле политики мирного диалога, предлагая [Абхазии] экономические и социальные альтернативы».
«К сожалению, власти Грузии на этом направлении выглядят пассивными и бездействующими», — подытожили в неправительственной организации.
Решение передать госдачу «Пицунда» в долгосрочную аренду России было принято в 1995 году. Правительство Абхазии подписало соответствующее соглашение с Главным управлением охраны России.
В январе 2022 года Россия обнародовала текст нового соглашения о передаче ей в аренду на 49 лет 160 га территорий под объектами госдачи, включая пляжи и сосновый лес Пицундской реликтовой рощи. Сама дача, по условиям этого документа, передается в собственность российской стороне, причем безвозмездно.
21 июля парламент Абхазии обратился в Конституционный суд с просьбой о проведении проверки по поводу новых условий сделки на предмет их соответствия конституции республики.
При этом, когда президент Абхазии Аслан Бжания обсуждал соглашение с лидерами политических партий и руководителями ветеранских организаций, участники встречи единогласно поддержали его предложение ратифицировать соглашение о госдаче «Пицунда». В ходе обсуждения Бжания подчеркнул, что в сотрудничестве с Россией открываются новые возможности — в частности, для параллельного импорта через территорию Абхазии.
До этого текст соглашения изучало правительство республики, министерство экономики проводило его финансово-экономический анализ, а министерство юстиции давало заключение с правовой точки зрения — и оно было положительным.
В Общественной палате Абхазии заверили, что при передаче объекта и реализации договора об аренде прилегающих территорий будут учтены интересы жителей республики (рядом с реликтовой рощей расположены популярные у абхазцев пляжи). Больше всего абхазских общественников тревожит возможная распродажа земли российским частным собственникам.
При этом в ОП выразили недоумение по поводу того, что сторонами соглашения являются не правительства двух стран, а Госкомитет Абхазии по управлению государственным имуществом и приватизации и Федеральная служба охраны (ФСО) России.
Глава пицундского городского собрания депутатов Мурат Аджба сообщил газете «Нужная», что к ним с коллегами проект нового соглашения попал еще в конце 2021 года. Обсудив его, они пришли к выводу, что нельзя передавать объект в собственность России. Собрание направило письмо об этом с 1 670 подписями президенту и в парламент Абхазии, а потом городские депутаты лично встречались с Асланом Бжания и просили его не ратифицировать документ.
«Мы не против, что ФСО РФ находится здесь по соглашению от 1995 года и пользуется госдачей. Мы прекрасно понимаем, что Россия — наш стратегический партнер, союзник и много делает для республики. Но мы не можем отдавать нашу территорию, это для нас неприемлемо: <…> сама территория и всё, что на ней находится, уже никогда не будет принадлежать Абхазии», — пояснил Аджба позицию депутатов.
Помощник по политическим вопросам первого президента Абхазии Владислава Ардзинбы, историк Астамур Тания выразил опасение по поводу того, что передача «Пицунды» России может привести к политической дестабилизации. По его словам, если парламент Абхазии не ратифицирует соглашение, это не должно повлиять на отношения Сухума с Москвой, поскольку «это вопрос только о собственности участка земли», не регулирующий ни политическое, ни экономическое, ни военное взаимодействие между странами.
Историк Анзор Маршан отметил, что соглашение содержит ряд спорных моментов: в частности, там не прописаны ограничения на передачу госдачи третьей стороне, а отсутствие Водного кодекса в Абхазии может создать экологическую угрозу при использовании прибрежной территории, переданной России. Кроме того, Маршан утверждает, что передаваемые земли входят в состав Пицундо-Мюссерского государственного заповедника и по закону «Об особо охраняемых природных территориях» являются объектами исключительной собственности государства, поэтому их передача под иной контроль запрещена.
На состоявшемся 20 июля заседании Общественного совета при МИД Абхазии его участник Тимур Надарая заявил, что власть напрасно не обсуждает «подобные чувствительные вопросы» с общественностью заранее, а ставит людей перед фактом, и «широкий резонанс вызван именно этим, а не антироссийскими настроениями». По его словам, необходимо подробно и понятно разъяснить жителям республики суть сделки.