Председатель КНР Си Цзиньпин и президент России Владимир Путин впервые с начала пандемии коронавируса провели официальную встречу в Пекине. По ее итогам Россия и Китай опубликовали совместное заявление о «международных отношениях, вступающих в новую эпоху».
«Человечество вступает в новую эпоху стремительного развития и масштабных преобразований. <…> Развиваются такие процессы и явления, как многополярность, экономическая глобализация, информатизация общества и культурное многообразие. <…> Некоторые силы, представляющие меньшинство на мировой арене, продолжают отстаивать односторонние подходы к решению международных проблем и прибегать к силовой политике, практикуют вмешательство во внутренние дела других государств», — говорится в заявлении.
Китай и Россия призвали все государства «укреплять диалог и взаимное доверие», «уважать права народов на самостоятельный выбор пути развития своих стран», а также «защищать международную систему, опирающуюся на центральную роль ООН» и ее Совет Безопасности.
«Стороны едины в понимании того, что демократия является общечеловеческой ценностью, а не привилегией отдельных государств, ее продвижение и защита – общая задача всего мирового сообщества. <…> Демократия не строится по трафаретам», — сказано в тексте.
Также в документе отмечается, что Россия и Китай имеют глубокие традиции демократии, основанные на тысячелетнем опыте развития, широкой народной поддержке и учете нужд и интересов граждан.
«Защита демократии и прав человека не должна использоваться как инструмент для оказания давления на другие страны», — говорится в заявлении.
Россия и КНР намерены:
-
активизировать работу по развитию Евразийского экономического союза и инициативы «Один пояс, один путь»;
-
последовательно углублять сотрудничество в Арктике;
-
наращивать кооперацию в сфере разработки и производства вакцин против коронавирусной инфекции;
-
работать для укрепления роли АСЕАН в качестве ключевого элемента региональной архитектуры.
Обе страны «предпринимают серьезные меры и вносят важный вклад в борьбу с изменением климата», а также рассчитывают, что развитые страны «будут на деле предоставлять развивающимся государствам ежегодную финансовую поддержку в размере $100 млрд в рамках борьбы с климатическими изменениями». РФ и КНР выступают «против создания новых барьеров в международной торговле под предлогом борьбы с изменением климата».
Также Россия и Китай заявили, что проблема происхождения COVID-19 «лежит в научной плоскости». «Стороны выступают против политизации этой проблематики» и «призывают международное сообщество вместе отстаивать серьезный научный подход в ходе исследований происхождения коронавируса».
«Стороны выступают против вмешательства внешних сил в свои внутренние дела» и намерены противостоять ему, «выступают против »цветных революций» и будут наращивать взаимодействие в вышеупомянутых областях».
Россия подтверждает, что «Тайвань является неотъемлемой частью Китая, выступает против независимости Тайваня в какой бы то ни было форме».
КНР поддерживает выдвинутые Россией предложения по формированию юридически обязательных гарантий безопасности в Европе.
«Всем ядерным государствам следует отказаться от менталитета »холодной войны» и »игр с нулевой суммой», <…> вывести развернутые за рубежом ядерные вооружения, исключить ничем не ограниченное развитие глобальной противоракетной обороны (ПРО), предпринять действенные шаги для снижения рисков возникновения ядерных войн и любых вооруженных конфликтов между странами, обладающими военными ядерными потенциалами», говорится в заявлении.
В связи с этим Россия и Китай:
-
осуждают терроризм в любых его проявлениях и «осуждают практику вмешательства во внутренние дела других государств в геополитических целях за счет использования террористических и экстремистских группировок, в том числе под флагом борьбы с международным терроризмом»;
-
всерьез обеспокоены созданием США, Великобританией и Австралией (AUKUS) «трехстороннего партнерства в сфере безопасности» и полагают, что такие действия <…> «усиливают опасность запуска в регионе гонки вооружений и создают серьезные риски ядерного распространения»;
-
выражают озабоченность развертыванием США элементов глобальной противоракетной обороны в различных регионах мира и «выступают против попыток отдельных государств превратить космическое пространство в арену вооруженной конфронтации»;
-
подчеркивают, что военно-биологическая деятельность США и их союзников «вызывает у международного сообщества серьезные опасения и вопросы» относительно соблюдения ими Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов биологического оружия.
«К нашей сегодняшней встрече и наши нефтяники подготовили очень хорошие новые решения по поставкам углеводородов в КНР, и в газовой отрасли сделали еще один шаг вперед, я имею в виду новый контракт на поставку газа в Китай с Дальнего Востока России по 10 млрд куб. м в год», — заявил Путин.
Президент добавил, что товарооборот между Россией и Китаем может достичь $200 млрд.
Что говорят эксперты
Руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского Центра Карнеги Александр Габуев в разговоре с RTVI отметил, что визит Путина в КНР готовился очень давно без привязки к переговорам Россия — НАТО.
«Этот визит готовился очень давно без привязки к переговорам Россия — НАТО. Но у российско-китайских отношений своя совершенно самостоятельная самоценная логика, даже если говорить о конфликте России с США», — отметил он.
По словам Габуева, для России Китай — крупнейший торговый партнер после ЕС, торговля с ним растет.
«Ресурсы Сибири надо продавать как можно большему количеству игроков, и Китай более очевидный [вариант] по контрактам по нефти и новому газопроводу с Дальнего Востока — все об этом свидетельствует», — пояснил он.
Габуев подчеркнул, что экономические связи с Китаем «позволяют зарабатывать деньги, которые сейчас так нужны».