После того как президент России 24 февраля объявил о начале спецоперации, представители основных конфессий России по-разному оценили происходящее на Украине: лидеры мусульман и РПЦ в целом поддержали политику государства, среди буддистов наметился раскол, а Федерация еврейских общин России выступила против. Опрошенные RTVI эксперты отмечают, что такое разделение связано с экстраординарностью ситуации и этическими взглядами каждого, а не с религиозными постулатами.
Мнение религиоведа, доктора исторических наук Андрея Зубова
Профессор МГИМО сообщил, что во всех конфессиях России на самом деле есть «разброд и шатания». Он отметил, что внутри РПЦ не менее 300 священников подписали письмо против боевых действий на Украине, а два епископа (митрополит Виленский и Литовский Иннокентий и служащий в Париже архиепископ Иоанн) не только выступили против спецоперации, но и раскритиковали патриарха Кирилла за то, что тот не осудил конфликт.
«В РПЦ много разных мнений среди священников и епископов, я с ними беседую и знаю это точно. Хватает тех, кто не поддерживает [спецоперацию], и такая же картина наблюдается и в других конфессиях. Это никакого отношения к религии не имеет, это вопрос морального, нравственного выбора конкретного человека», — пояснил Зубов.
Он напомнил, что глава Украинской православной церкви Московского патриархата Онуфрий вместе с другими украинскими духовными лидерами осудили действия Москвы. Зубов добавил, что противники спецоперации порой выступают «более искренне», чем сторонники, и РПЦ здесь не исключение.
Мнение главы департамента общественных связей ФЕОР Боруха Горина
«Есть официальные позиции организаций, а есть частные мнения людей. И сложно (мне кажется высокомерным) анализировать ситуацию, не обладая полной информацией. Официальная позиция в этом смысле не пытается отразить мнение своей паствы. Кроме того, тезис о том, что церковь в России отделена от государства и поэтому «можно говорить, что хочешь», реализован сейчас очень слабо, пассивно», — сказал Горин.
Он также пояснил, почему иудеи, в отличие от других конфессий, заняли наиболее непримиримую позицию по отношению к конфликту на Украине. Духовные лидеры иудаизма в России, сказал он, даже если не согласны с политикой государства, до последнего не будут вмешиваться или как-то ее обсуждать. Но украинский конфликт в его нынешнем виде является экстраординарной ситуацией, когда речь идет о спасении жизни человека — одном из главных постулатов в иудаизме.
«Это перестало быть только религиозным вопросом, став политическим. И это не только один из основных постулатов для иудаизма, но и для военной политики Израиля, где в армейском уставе прописано, что попавший в плен обязан рассказать все, что знает. Потому что сохранение жизни превыше долга», — подчеркнул Горин.
Такой подход многим кажется необычным, признал он, но для иудеев это вполне нормально, потому что они ценят человеческую жизнь. И в связи с этим главный раввин Берл Лазар, который ранее предложил стать посредником между Россией и Украиной, действовал вполне логично, сказал Горин.
«Поиск достижения мира — это абсолютно религиозный долг», — подчеркнул представитель ФЕОР.
Позиция Русской православной церкви
Первое заявление после начала спецоперации патриарх Кирилл сделал 24 февраля. Тогда он выразил надежду, что «Всемилостивый Господь сохранит русский, украинский и другие народы, которые духовно объединяет наша Церковь». 2 марта храмы Московского патриархата разослали специальную молитву, в которой говорилось, что «иноплеменным же языком [народам], брани хотящим и на Святую Руси ополчающимся, — запрети и замыслы их ниспровергни», сообщала «Русская служба Би-би-си».
Развернутую позицию патриарх представил 6 марта, где он много говорил о Донбассе и называл гей-парад «тестом на лояльность тому самому могущественному миру», который выступает против традиционных ценностей. Через три дня предстоятель РПЦ заявил, что в мире существует «третья сторона, разжигающая конфликты», а на «близкой, родной украинской земле используются идеи врага применительно к народу русскому».
Во время проповеди он упомянул имя митрополита Онуфрия, который в первые дни конфликта призвал президента России «немедленно остановить братоубийственную войну». Кроме того, 13 марта патриарх Кирилл вручил главе Росгвардии Виктору Золотову икону, выразив надежду, что «этот образ вдохновит молодых воинов, которые принимают присягу». Кроме того, РПЦ помогает беженцам из Донбасса и размещает их в принадлежащих церкви зданиях.
В ответ на позицию патриарха священники прихода Святителя Николая Мирликийского в Амстердаме «единогласно заявили, что для них стало невозможным осуществлять свое служение в составе Московского патриархата», и объявили о переходе во Вселенский патриархат. После этого на дверях русского православного прихода в Амстердаме неизвестные нарисовали букву Z.
Митрополит Виленский и Литовский Иннокентий сказал, что резко осуждает действия России против Украины, раскритиковал позицию патриарха Кирилла и добавил, что Литва будет стремиться «к еще большей церковной независимости». Кроме того, несколько иерархов УПЦ МП прекратили поминать патриарха Кирилла на богослужениях.
Против конфликта на Украине выступил и служащий в Париже православный митрополит Иоанн: он попросил предстоятеля РПЦ осудить спецоперацию и обратиться к политическому руководству России с требованием ее прекратить. При этом архиепископ не объявил о разрыве с Московским патриархатом.
Кроме того, в России был оштрафован костромской иерей Иоанн Бурдин, настоятель Храма Воскресения Христова в деревне Карабаново, который выступил против спецоперации: он размещал антивоенное обращение, а затем прочитал антивоенную проповедь. 10 марта его оштрафовали на 35 тыс. рублей за дискредитацию российской армии.
Позиция Федерации Еврейских общин России
Главный раввин России Берл Лазар в начале марта заявил, что готов стать посредником в рамках урегулирования конфликта на Украине, призвав «всех религиозных лидеров вместе выступить за мир». Духовный лидер российских иудеев отметил, что «в основе любой религии лежит тезис о том, что все мы дети одного Бога», что означает лишь одно — «все мы братья». Он подчеркнул, что нельзя «поднимать меч на брата своего», а любой конфликт «можно и нужно решать только мирным путем».
При этом молитвы недостаточно, продолжил Лазар. Он добавил, что сам лично готов быть посредником между Россией и Украиной, чтобы «только замолчали орудия, перестали рваться бомбы». Лазар призвал помочь установить мир на Украине всех религиозных деятелей мира.
Позиция лидеров мусульман России
Лидеры ислама в России проводили 16 марта во Владикавказе и 29 марта в Госдуме встречи, где в целом поддержали спецоперацию на Украине. Также они объявили шахидами (мучениками за веру) тех солдат российской армии, кто погибнет в ходе боевых действий. На встрече 16 марта, как отмечал EADaily, не было лишь руководителей ДУМ России и ДУМ Азиатской части России, в том числе из-за позиции по Украине.
Например, Верховный муфтий России Талгат Таджутдин заявлял, что он искренне поддерживает решение о «проведении на территории Украины специальной военной операции для защиты населения, демилитаризации и устранения угрозы возрождения нацизма в этом многострадальном крае, воспринимая эти шаги как ключевые меры обеспечения безопасности и самой России».
Муфтий Духовного собрания мусульман России Альбир Крганов ранее поддержал признание Россией ЛДНР, а также военную спецоперацию на Украине, подчеркнув, что «мусульмане должны желать победы своему Отечеству».
Муфтий Чечни Салах Межиев 28 февраля говорил, что чеченские военные, находящиеся на Украине, «находятся на пути Аллаха». На круглом столе в Госдуме он отметил, что против России воюют «фашисты, нацисты, сатанисты, ЛГБТ-сообщество, ваххабиты и другие черные шайтаны», поэтому павшие в этой спецоперации мусульмане будут признаны шахидами».
Муфтий Карачаево-Черкессии Исмаил Бердиев и вовсе назвал бессмысленным проведение переговоров с официальными властями Украины. По его словам, «никаких переговоров вести не нужно, если даже согласятся на капитуляцию. Надо уничтожать их до конца… Никакой Украины не должно быть».
Мнение по поводу необходимости конфликта на Украине поддержали не все муфтии. Так, председатель Духовного управления мусульман России Равиль Гайнутдин 25 февраля заявил, что с болью в душе воспринимает происходящее на Украине. Он подчеркнул, что ислам — это религия мира, дружбы и равноправия всех народов.
«Как муфтий и верующий человек глубоко сопереживаю всем и возношу свои молитвы о мире и спокойствии. Мы призываем сделать все возможное, чтобы избежать жертв. Российские мусульмане всегда выступали за сохранение жизни людей, за процветание наших народов и государств», — отмечал он.
24 февраля Гайнутдин выступил с «призывом к миру», призывая российских мусульман молиться о мире во всем мире. Кроме того, муфтий ДУМ Азиатской части России Нафигулла Аширов также не выступал с поддержкой спецоперации на Украине.
Позиция буддистов
Далай-лама 28 февраля опубликовал заявление, где сообщил, что он «глубоко опечален событиями на Украине». По его словам, «война устарела», единственный путь для всех людей — путь ненасилия.
«Лучший способ разрешения проблем и разногласий — это диалог. Подлинный мир зиждется на взаимопонимании и уважении к благополучию друг друга. Мы не должны терять надежду. XX век был веком войн и кровопролития. XXI век должен быть веком диалога. Я молюсь о скорейшем восстановлении мира в Украине», — сообщил он.
Кроме того, в марте он оказался в списке тех, кто подписал письмо против спецоперации России. В их числе: лауреат Нобелевской премии по химии Роалд Хоффман, а также экс-президенты США Джимми Картер и Барак Обама.
Мнение духовного лидера буддистов всего мира в России поддержали не все. Так, ярославские буддисты опубликовали обращение к Путину, в котором осудили тех последователей буддизма, кто выступил против спецоперации на Украине, а также назвали действия Москвы «вынужденными».
«Угроза ядерной и биологической войны, угроза самому существованию нашей страны вынудила президента России пойти на крайние меры и начать спецоперацию по принуждению Украины к миру. Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем это нелегкое решение, так как понимаем, что отказ от него привел бы к еще большим бедам», — говорится в заявлении.
Кроме того, в начале марта глава Буддийской традиционной сангхи России Дамба Аюшеев поддержал спецоперацию на Украине. Он заявил, что против России ведется «грязная информационная война» и нужно молиться за российских солдат, добавив, что «с нами Будда». Пользователи соцсетей раскритиковали слова Аюшеева.