Причиной резкого и массового всплеска заболеваемости COVID-19 в Северной Корее мог стать проведенный там 25 апреля торжественный военный парад, передает RFA со ссылкой на свои источники в стране. По их словам, у нескольких военнослужащих, которые принимали участие в параде, тесты на коронавирусную инфекцию дали положительный результат.
Специалист Корейского института объединения наций (Сеул) Хон Мин выразил уверенность в том, что вспышка коронавируса напрямую связана с парадом. «Более 20 тысяч человек начали готовиться к этому мероприятию за два месяца до его проведения и остались в Пхеньяне, чтобы сфотографироваться с Ким Чен Ыном», — отметил исследователь.
Его коллега Чонг Сончан из Института им. Седжона подчеркнул, что тестирование на коронавирус надо было проводить не после возвращения военных на свои базы, а до парада.
«Проведение массового мероприятия с участием огромной толпы, в то время как «омикрон» бушевал в соседнем Китае, показывает, что Пхеньян был слишком уверен в своей способности бороться с распространением вируса и предотвращать его», — заявил ученый.
На парад, приуроченный к 90-летию образования Вооруженных сил КНДР (Корейской народно-революционной армии), были выведены около 20 тысяч солдат. На тот момент Пхеньян еще утверждал, что республика «на 100% свободна от вируса».
Однако в начале мая у нескольких пограничников в городе Синыйджу, отделенном от Китая рекой Ялу, проявились симптомы острой респираторной вирусной инфекции — повышенная температура, насморк, боль в горле и кашель. Тестирование показало, что они инфицированы штаммом коронавируса «омикрон». Большинство заболевших составляли офицеры и рядовые, которые принимали участие в параде 25 апреля.
Представители местных органов здравоохранения сообщили о вспышке инфекции в Национальное карантинное управление, которое, в свою очередь, передало информацию «на самый высокий уровень». Власти провинции Северный Пхёнан ввели чрезвычайное положение, заблокировав пограничную зону и запретив перемещения между подразделениями дислоцированной там охраны.
«Они даже запретили личные разговоры между солдатами в пределах одного подразделения», — сказал один источник RFA. По словам другого, пограничников заставили носить респираторы и противогазы во время дежурств на заставах.
«Если солдаты действительно заразились на параде, то вирус мог распространиться во все рода войск в каждой части страны, поскольку на парад было мобилизовано очень много личного состава. Участвовали не только пограничники, но и пехотинцы, моряки и летчики. Поэтому следует исходить из того, что инфекция может быть на каждой военной базе», — рассуждает второй источник.
12 мая государственные СМИ признали, что в стране зафиксированы «первые случаи» заболевания коронавирусной инфекцией и как минимум один из заболевших скончался.
Глава государства Ким Чен Ын впервые появился на публике в защитной медицинской маске. Он объявил, что в КНДР приведена в действие «чрезвычайная система максимального предотвращения эпидемий». Официальные источники называют распространяющуюся в республике болезнь «неизвестной лихорадкой»: к 13 мая ею заразились уже более 350 тыс. местных жителей, умерли по меньшей мере шестеро.
По словам Ким Чен Ына, эта вспышка стала «сильнейшим потрясением» для страны за все время ее существования. Источники RFA заявили, что власти КНДР быстро запустили систему чрезвычайного реагирования и ввели карантин, но «все равно оказалось слишком поздно».
По данным, обнародованным ЦТАК 16 мая, в Северной Корее насчитывается уже как минимум 1,2 млн случаев заболевания «лихорадкой», от которой умерли «по меньшей мере 50 человек». Южная Корея предложила передать соседям маски, вакцины и наборы для тестирования, но пока не получила ответа.
Северная Корея была одной из первых стран, закрывших свои границы в январе 2020 года — после того как коронавирус появился в соседнем Китае. До нынешней вспышки власти КНДР утверждали, что в республике не зафиксировано ни одного случая заболевания (хотя международные эксперты ставили под сомнение истинность этих данных).
В сентябре 2021 года Пхеньян провел ночной военный парад. О его эпидемиологических последствиях не сообщалось, но, судя по фотографиям с этого мероприятия, все участники были в защитных медицинских масках.
В 2022 году власти Северной Кореи смягчили меры блокировки трансграничного сообщения с Китаем и возобновили торговлю, из-за чего, как считает профессор Университета северокорейских исследований Ян Му Чжин, в республику мог проникнуть «омикрон».