В начале сентября Главное управление разведки (ГУР) Минобороны Украины отчиталось об операции, в результате которой пилот российского вертолета Ми-8 Максим Кузьминов якобы перешел на сторону Украины вместе с воздушным судном. Сам Кузьминов рассказал об обстоятельствах своего предполагаемого побега в документальном фильме и на пресс-конференции ГУР. Минобороны России произошедшее никак не комментировало. Что известно о летчике, — в материале RTVI.
Максим Кузьминов служил в 319-м отдельном вертолетном полку, дислоцированном в Приморском крае, утверждает Baza. Один из коллег, работавший с пилотом три года, охарактеризовал его как человека, который «совершал необдуманные поступки». По данным канала, летчик просил отправлять его только на «мирные задания», поскольку «по моральным соображениям» не хотел выходить на боевые задачи в зоне военной операции.
Представитель ГУР Андрей Юсов в интервью «Настоящему времени»* заявил, что Кузьминов был пилотом «неударного вертолета» и не принимал участия в обстрелах украинских объектов инфраструктуры. Юсов назвал Кузьминова опытным пилотом «по часам налета».
В ГУР утверждают, что семью Кузьминова заранее вывезли на Украину. По словам Юсова, пилот общается с ними и «живет нормальной жизнью нормального человека».
Автор российского телеграм-канала Fighterbomber (предположительно его ведет бывший боевой летчик) утверждает, что находится на связи с некоторыми родственниками и близкими всех членов экипажа Ми-8. По его словам, Кузьминов рос без отца, его воспитывали мать с дедом. У него также есть девушка, которая, как утверждается, находится в России.
Fighterbomber предположил, что под вывезенными родственниками украинская сторона имеет в виду «маму Максима, которая, по некоторым данным, несколько месяцев назад выехала в Турцию на отдых и пропала».
Похожую информацию приводит телеграм-канал «Рыбарь» бывшего сотрудника пресс-службы Минобороны России Михаила Звинчука. По его данным, дед Кузьминова умер, жены и детей у пилота нет. «Из близких родственников у него есть только мать, которая в России, по некоторым данным, не живет, так что “эвакуировать” ее трудности бы не составило», — пишет канал.
Что ждет Кузьминова на Украине
5 сентября представитель ГУР Андрей Юсов сообщил, что Кузьминов получит вознаграждение в размере $500 тыс. в гривнах по закону о выплате компенсаций за переход на сторону Украины с военной техникой.
В разговоре с «Настоящим временем»* Юсов рассказал, что закон также предоставляет перешедшим на сторону Киева военным «гарантии безопасности», в том числе новые документы. Юсов заявил, что мотивы Кузьминова «точно были не меркантильные», отметив, что летчики в России «и без того достаточно обеспеченная категория военнослужащих».
Отвечая на вопрос, сможет ли Кузьминов стать военнослужащим ВСУ, представитель военной разведки допустил такую возможность, отметив, что выбор остается за самим пилотом. Журналист Андрей Медведев предположил, что Кузьминов «в ближайшее время окажется где-нибудь в “Русском добровольческом корпусе” и будет «иногда ради пиара сниматься в роликах, как боевики РДК летают на вертолете».
На вопрос о том, проверяют ли Кузьминова украинские спецслужбы после операции, Юсов ответил, что с ним «проходит разного рода общение», но это «свободный человек в свободной стране».
Судьба остальных членов экипажа
Экипаж Ми-8, помимо Кузьминова, состоял еще из двух человек — летчика-штурмана и бортового инженера. Кузьминов рассказал, что они не знали о его планах, а впоследствии уже не смогли помешать ему, поскольку у них не было оружия и они не умели управлять вертолетом. По словам Кузьминова, вертолет подвергся обстрелу, самого его ранили в ногу.
Летчик утверждает, что якобы пытался успокоить сослуживцев после посадки, но те «начали немножко агрессивно себя вести» и побежали к российской границе. Кузьминов предположил, что их «ликвидировали». Глава ГУР Кирилл Буданов заявил, что летчики «оказывали сопротивление и были убиты».
Представитель ГУР Андрей Юсов, отвечая на вопрос «Настоящего времени»* о том, зачем потребовалось убивать членов экипажа, заявил, что «у них был выбор, и они его сделали». Журналист издания спросил, могли бы сослуживцы Кузьминова «как минимум быть свободными людьми», если бы сдались, Юсов ответил: «Безусловно. Но в их случае речь шла о добровольной сдаче в плен».
Fighterbomber считает, что члены экипажа Ми-8 действительно убиты, но подчеркивает, что «никто пока не знает, каким образом, кем и когда именно». Канал обращает внимание, что из показанных украинской стороной видео вертолета следует, что «огневое воздействие было», но изнутри или снаружи кабины ― непонятно.
Военкор «Комсомольской правды» Александр Коц пишет, что на украинском видео «кабину самолета старательно замыливают не потому, что по машине стреляли с земли свои». «Человек явно что-то врет про огонь по вертолету и свое ранение в ногу», — считает Коц.
Журналист ВГТРК Андрей Медведев предполагает, что Кузьминов либо «сам убил свой же экипаж и теперь придумывает байки, чтобы оправдаться», либо «как минимум один член экипажа пытался вести скоротечный бой с противником и отстреливался». Двумя днями ранее Медведев писал, что, по имеющейся информации, «один из членов экипажа был убит вероятным предателем, а второй все же пытался вести короткий бой после посадки вертолета».
* признано Минюстом России иноагентом