Россия превратилась в рынок, развивающийся «в другом направлении, нежели остальные [рынки развивающихся стран]». «Это видно по ее автопарку, в котором скоро будут Lada, китайские или иранские машины. Они используют более дешевые шины, чем на Западе. России, которая получала огромные прибыли, больше нет. Она исчезла», — заявил газете Talouselama гендиректор финской компании Nokian Tyres Юкка Мойсио.
По его словам, он «настолько разочарован в России, что больше никогда туда не поедет», хотя когда-то инициировал строительство нескольких заводов по производству автомобильных шин на российской территории. «Я так разочарован тем, что этому нет предела», — говорит бизнесмен.
Он начал управлять Nokian Tyres в 2020 году, имея за плечами опыт работы на руководящих должностях в Huhtamäki, Atria и Paulig (все эти компании уже покинули Россию). Он сам признается, что в то время не думал о рисках, поскольку в мире продолжалась пандемия COVID-19, и «не было других мыслей, кроме как пережить ее». Из-за коронавируса и военной операции на Украине бизнесмен не посещал Россию с 2019 года.
По словам Мойсио, ни одна другая крупная финская компания не шла на такие риски в связи с работой в России: на Nokian Tyres приходилось 80% производства шин для легковых автомобилей на российском рынке.
«С 2004 года мы инвестировали в Россию 1 млрд евро. За то время, что мы работали в России, мы выплатили 2,4 млрд евро дивидендов. Они достигли колоссальных 17 евро на акцию. Дешевое производство в России долгое время было денежной машиной. Могли ли быть лучшие инвестиции для компании? Вероятно, нет. Это был очень хороший проект для компании в финансовом отношении. Но конец оказался не таким, как можно было ожидать», — анализирует случившееся топ-менеджер.
Talouselama отмечает, что четыре раза за время работы в России Nokian Tyres вкладывала в этот сегмент своего бизнеса наибольшие суммы по сравнению с другими локализованными производствами. В 2014 году, после присоединения Крыма к Российской Федерации, финская компания попыталась диверсифицировать свои вложения и переориентироваться на США, но «это сознательное решение пришло слишком поздно», пишет газета.
24 февраля 2022 года руководство Nokian Tyres провело первое кризисное совещание, за которым последовали другие. «Обратная связь со стороны клиентов иногда вызывала беспокойство, как и способность людей справляться с ситуацией. Уехало довольно много людей», — вспоминает Мойсио.
Nokian Tyres держала 20 сотрудников на Украине, и всем им с началом военной операции была предложена релокация в Чехию. Некоторые согласились, но остальные заявили, что хотят продолжить работу. Те, кто уехал из страны, уже вернулись, утверждает гендиректор финской компании. «Снимаю шляпу перед ними, это невероятно», — говорит он, предполагая, что в будущем значение украинского рынка для Nokian Tyres можно значительно вырасти.
С началом военной операции на Украине акции и доходы компании рухнули, но она, в отличие от многих других иностранных игроков, далеко не сразу — лишь в конце июня — объявила об уходе из России, хотя все хранившиеся здесь на складе шины вывезла за рубеж еще весной. В июле производство продукции и ее экспорт были остановлены из-за санкций. В конце октября поступило сообщение о продаже российского бизнеса Nokian Tyres «Татнефти» за 285 млн евро.
Мойсио называет тот период «сужающимся туннелем», по которому финский производитель шин вынужден был пройти. «Российские менеджеры перешли к новому работодателю и останутся с ним. Это обычная деловая сделка», — утверждает он. «Татнефть» переименовала купленный бизнес в Ikon Tyres, поставив во главе него Андрея Пантюхова — директора Nokian Tyres по России и Азии, который проработал в компании 19 лет и в 2017 году даже исполнял обязанности ее гендиректора.
Мойсио признал, что российское название и логотип скопированы с финского оригинала. Однако, по его словам, копировать фирменные шины у Ikon Tyres не получится, поскольку все ноу-хау, рецептуры материалов и модели поверхностей изначально хранились в секрете. При этом, добавил бизнесмен, купленные «Татнефтью» предприятия вправе продолжить выпуск некоторых продуктов, производство которых сама Nokian Tyres уже прекратила.
«Мы полностью западная компания, у нас нет ничего на Востоке. И все же мы были, пожалуй, самой русской компанией на Хельсинкской фондовой бирже», — утверждает гендиректор Nokian Tyres. Он убежден, что когда-нибудь финские компании вернутся в Россию и будут инвестировать в ее экономику — «если мир, рыночная ситуация и этика позволят».
«Определенное количество людей [c Запада] ведут там бизнес и сейчас. Россия — это большой сосед, мы не должны отворачиваться от него навсегда. Но лично я принял решение больше туда не возвращаться. Я пробыл там достаточно. Мне нравятся русские, но в мире полно прекрасных мест», — объяснил гендиректор Nokian Tyres.
В начале 2025 года финский производитель шин планирует запустить в Румынии строительство завода с нулевым выбросом углерода, а пока компенсирует понесенные в России потери, выпуская более дешевые модели шин в рамках контрактов с китайскими производителями. Румынский завод, по словам Мойсио, сосредоточится на выпуске «шин будущего» для электромобилей: они должны выдерживать повышенные нагрузки из-за веса аккумуляторов, быть «тихими», как и электродвигатель, а также жесткими — сообразно высокой мощности транспортных средств.