В 2020 году доля нефти и газа в ВВП России составила 15,2%. Это следует из впервые опубликованных данных Росстата, на которые обратил внимание РБК.
Размер ВВП в 2020 году составил 107 трлн рублей. Из них на нефть и газ пришлось 16,3 трлн рублей.
Росстат представил данные о доле нефтегазовой отрасли в ВВП только с 2017 года. В 2020 году по сравнению с 2019 годом этот показатель сократился на 4%, что эксперты, опрошенные РБК, связывают с падением цен на нефть вследствие пандемии коронавируса.
По данным РБК, с 2017 по 2020 год доля нефти и газа в составе ВВП колебалась в диапазоне от 15,2% до 21,1%. Доходы отрасли давали больше трети наполнения федерального бюджета — от 28% в 2020 году до 46,4% в 2018 году. При этом в структуре российского экспорта нефть и газ занимают примерно половину — 44,5 — 56,3%.
Эксперт Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Екатерина Грушевенко рассказала РБК, что примерно такую же долю, как в России, нефть и газ составляет от ВВП Казахстана и Норвегии. В ОАЭ на углеводороды приходится 30%, а в Саудовской Аравии — 50% ВВП. При этом в США доля этого сектора составляет только 8%.
По оценке профессора Российской школы экономики Олега Шибанова, в структуре российской экономики значительную часть занимают услуги в таких сферах как транспорт, питание, образование и здравоохранение.
Российские власти неоднократно говорили о необходимости «слезть с нефтегазовой иглы». Так, в декабре 2020 года Владимир Путин отметил, что этот процесс уже начался. «70% российского бюджета уже формируется не за счет нефтегазовых доходов. Это значит, что не в полной мере, но все-таки мы начинаем слезать с так называемой нефтегазовой иглы», — сказал он.
По словам президента, «если кому-то хочется представлять нас до сих пор бензоколонкой, то это уже не имеет под собой реальных оснований». Вместе с тем он отметил, что по-прежнему следует учитывать, что Россия в значительной степени зависит от продажи нефти и газа.
О том, почему Россия до сих пор зависит от сырья, рассуждает в программе «Дилетант» на RTVI аналитик нефтегазового рынка Михаил Крутихин.