С начала декабря в телеграм-каналах и СМИ стала появляться информация о том, что из московских библиотек убирают книги авторов, внесенных в реестр «иноагентов» и выступавших против военной операции на Украине. Касается это и книг, где есть упоминания ЛГБТ-персонажей. Ни московские власти, ни Минкультуры не подтверждали информацию о том, что есть списки книг, которые убирают по политическим причинам, но это подтверждают сотрудники библиотек.
18 февраля жительница Москвы Анастасия Бурлакова написала пост в фейсбуке*, в котором рассказал, что пыталась принести книги в одну из столичных библиотек. По словам девушки, ей показали «список авторов, которые изымаются, либо фонды не могут пополняться их книгами».
Всего в списке, фото которого опубликовала Бурлакова, 29 имен. Среди них есть писатели, внесенные Минюстом Росси в реестр «иноагентов» — Дмитрий Быков**, Виктор Шендерович**, Михаил Зыгарь**, а также те, кто высказывался против российской войной операции на Украине — например, Борис Акунин, Иван Вырыпаев, Людмила Улицкая и другие. В списке также оказался писатель Владимир Войнович, умерший в 2018 году. Войнович — автор сатирического романа-антиутопии «Москва 2042» и сатирической трилогии про солдата Чонкина. В списке есть и зарубежные авторы — Джо Аберкромби, Джоан Роулинг, Нил Гейман, Стивен Кинг, Линвуд Баркли, Адам Пшехшта. Все перечисленные авторы запретили издавать свои книги в России после начала военной операции на Украине.
Журналист и писатель Сергей Лебеденко уточнил, что такой список выдали в библиотеке в юго-западном округе Москвы.
Это не первый список запрещенных книг, который появился за последнее время в интернете. В середине декабря тот же Лебеденко опубликовал список книг, предназначенных для списания на фоне вступления в силу нового закона о запрете «пропаганды ЛГБТ». По словам Лебеденко, список разослали 16 декабря, всего в нем 52 книги. Необходимость списания там указана как «другая». Среди авторов, чьи книги необходимо убрать с полок, указаны: Джон Бойн, Оксана Васякина, Жан Жене, Жауме Кабре, Майкл Каннингем, Агота Кристоф, Эдуард Лимонов, Колум Маккэнн, Харуки Мураками, Стивен Фрай, Стивен Чбоски и другие.
Лебеденко отмечал, что книги «никто не собирается просто прятать в хранении», их выдача «заблокирована электронной системой, то есть официально выдавать их будет нельзя». «Книги предписано сдать на макулатуру — то есть, в конечном итоге, сжечь. Окончательное решение (no pun intended) вроде бы принимают директора библиотек, но акт о сдаче книг в макулатуру у них потребуют в любом случае», — писал он.
Незадолго до поста Лебеденко издание The Village писало, что в московских библиотеках прячут книги авторов, получивших статус «иноагентов» или критикующих действия России на Украине, а также произведения, где власти могут увидеть «пропаганду ЛГБТ». Издание ссылалось на источники в четырех московских библиотеках.
Такие книги, как утверждает издание, убирают с полок, не выдают на руки и запрещают заказывать онлайн. По словам одного из источников, по всем библиотекам Центрального административного округа Москвы распространили список авторов, чьи произведения не должны отображаться при бронировании на сайте mos.ru. Речь идет о книгах Бориса Акунина, Дмитрия Глуховского**, Дмитрия Быкова**, Андрея Макаревича**, Екатерины Шульман** и других.
В одной из библиотек ЮАО, как утверждал The Village, из библиотек убрали из открытого доступа произведения Глуховского**, Зыгаря**, Макаревича**, Шендеровича**, Людмилы Улицкой и других.
В конце декабря Лебеденко опубликовал еще один список книг на списание в московских библиотеках, который ему передал другой источник. В этом перечне уже 137 наименований.
Позже журналист рассказал, что один из его источников решил выступить открыто — им оказался заведующий SMART-библиотекой имени Ахматовой в Крылатском Владимир Косаревский. Он дал интервью Лебеденко для «Новой газеты».
По словам Косаревского, в библиотеку позвонили и сказали посмотреть обновление электронного каталога, где указано, какие книги нужно списать. «Сказали посмотреть, какие книги попали в акт списания под грифом «по другим причинам». В каталоге для каждой библиотеки был сформирован свой список, и мы должны были его отработать. По акту списания мы должны убрать книги в коробки и сдать в макулатуру на переработку. Еще была просьба заглядывать каждый день в список, потому что он обновляется. На данный момент в этом списке по нашей библиотеке 61 позиция. И был сформирован совет специалистов из библиотечной сферы, которых просили накидать наименования, где фигурируют ЛГБТ-персонажи либо сами авторы — лесбиянки или геи. То, что мы сами должны составлять эти списки, — настоящий позор», — рассказал Косаревский.
В день выхода интервью Косаревский рассказал, что покинул должность заведующего библиотекой. Позже он также сообщил, что уезжает из России.
20 февраля «Коммерсантъ FM» опубликовал материал, посвященный «черным спискам» авторов в библиотеках. Корреспондент радиостанции посетил несколько библиотек в Москве, и в одной из них у него состоялся такой диалог с сотрудником библиотеки:
— По авторам никаких ограничений, ничего такого нет?
— Запрещенных нельзя, Акунина**, например.
— У меня как раз много его произведений.
— Дмитрий Быков** тоже.
— А нет списка?
— Сейчас…
— Скажите, что можно, а то Глуховского** у меня тоже много.
— И его запретили.
— А давно?
— Наверное, месяца три назад. Это, знаете, такая неофициальная информация. По телефону позвонили, сказали, вот список.
— А это кто распространяет?
— Наше руководство.
Там же рассказали, что книги «иноагентов» «сложили в коробку и увезли», а книги некоторых других авторов — в том числе Людмилы Улицкой и Бориса Акунина — убрали с полок. В другой библиотеке корреспонденту радиостанции также сказали, что Глуховского** сейчас не выдают. В одной из библиотек сообщили, что книги писателя списаны, потому что он внесен в список «иноагентов». В еще двух библиотеках корреспонденту не показали никаких списков, а книги вышеперечисленных авторов готовы были выдавать или принимать.
В пресс-службе Мосразвития — подразделение департамента культуры Москвы, которое курирует библиотеки, — на просьбу «Коммерсанта» прокомментировать ситуацию попросили адреса учреждений, где были обнаружены перечни запрещенных авторов и имена сотрудников. Получив отказ, там ответили: «Нам не известно происхождение данных списков. В связи с отказом радиостанции предоставить информацию о каких конкретно библиотеках идет речь, у нас нет возможности уточнить информацию и дать комментарий по данному вопросу».
В пресс-службе Минкультуры России сказали ТАСС, что не составляли списков запрещенных авторов и не отправляли их в библиотеки.
* соцсеть принадлежит компании Meta, деятельность которой в России признана экстремистской и запрещена
** включен Минюстом России в реестр иноагентов