Стратегия региональной политики в преддверии так называемого трансфера власти в 2024 году сосредоточена на жесткой мобилизации и консолидации региональных элит вокруг федерального центра. Такой вариант выбран, чтобы обеспечить безболезненный транзит властных институтов, переживающих технологическую трансформацию. Об этом говорится в аналитическом докладе «Транзит власти после COVID-19», подготовленном Агентством стратегических коммуникаций (имеется в распоряжении RTVI).
Все KPI и показатели эффективности губернаторов будут базироваться исключительно на их способности обеспечить эту консолидацию и при этом находить ресурсы на экономическое развитие территорий, считают эксперты АСК. Такая политика была обозначена на выборах в Госдуму в 2021 году и подкреплена последующей ротацией глав регионов, показавших недостаточную эффективность в обеспечении электоральной поддержки партии власти.
Первые кадровые решения, обусловленные низкими темпами вакцинации, растущей долговой нагрузкой регионов из-за пандемии и слабым результатом партии власти на выборах, последовали уже в октябре 2021 года. В частности, в отставку ушли главы Тамбовской и Владимирской областей.
Наиболее вероятными кандидатами на «вылет» в 2022 году эксперты АСК называют главу Хакасии Валентина Коновалова, губернаторов Кировской и Рязанской областей Игоря Васильева и Николая Любимова, а также главу Томской области Сергея Жвачкина.
«В разрез с установкой о консолидации сильно укрепились партии так называемой системной оппозиции, главным образом за счет оппонирования власти по вопросу вакцинации и популистской критики социально-экономического блока правительства. Наиболее впечатляющий результат продемонстрировала КПРФ на выборах в региональные парламенты в 30 регионах, преимущественно в Приволжском ФО и на Дальнем Востоке. Наибольший рейтинг КПРФ фиксируется в Хакасии — 32%. Помимо »Единой России», значительные потери понесла ЛДПР — партия лишилась мест в 35 из 39 парламентов», – говорится в докладе.
Социологи указывают, что КПРФ представляет серьезную угрозу политической стабильности из-за радикализации коммунистов и быстрого набора популярности партии за счет аккумуляции протестного электората, в том числе сторонников несистемной оппозиции. Сложившаяся ситуация потребует вмешательства Кремля, который для устранения нависшей опасности может заменить лидера партии Геннадия Зюганова на более лояльного политика.
При этом продолжается падение популярности «Единой России». Так, в Кемеровской области рейтинг партии составляет 24,25%, в Коми – 22,75%, в Забайкалье – 23,11%, в Бурятии – 21,48%, а в Хабаровском крае – всего 15,36%.
«При тенденции растущего антирейтинга »Единой России», Кремль может выдвинуть в публичном поле на первый план комбинацию из партии либерал-демократов Владимира Жириновского, социалистов в лице »Справедливой России – За правду!» и правых популистов в лице »Новых людей» для поддержания баланса в Думе», – полагают в АСК.
При этом сама «Единая Россия» останется главным инструментом по мобилизации и обеспечению транзита власти. По мнению социологов, управление партией будет осуществляться во взаимодействии с силовым блоком, а работа сведется к разрешению межэлитных споров и применению админресурса. Поэтому рейтинг популярности и публичного одобрения для «ЕР» отходит на второй план, в отличие от остальных парламентских партий, указывают эксперты.