Министр иностранных дел Израиля Яир Лапид пытается воспользоваться украинской темой, чтобы отвлечь внимание международной общественности от палестино-израильского конфликта. Так МИД России прокомментировал слова главы израильской дипломатии о приостановке членства Москвы в Совете ООН по правам человека.
Речь идет о заявлении, которое Лапид сделал 7 апреля, объясняя решение Израиля о поддержке решения Генассамблеи ООН приостановить членство России в СПЧ. При этом израильский дипломат назвал сам Совет по правам человека «экстремистской, морально ущербной и предвзятой институцией».
В МИД России считают, что этот «антироссийский выпад» вызывает сожаление и неприятие, поскольку является плохо завуалированной попыткой «воспользоваться ситуацией вокруг Украины, чтобы отвлечь внимание международного сообщества от одного из самых застарелых неурегулированных конфликтов — палестино-израильского».
В комментарии российского внешнеполитического ведомства говорится, что Израиль, нарушая многочисленные решения Совета безопасности и Генеральной ассамблеи ООН, продолжает «незаконную оккупацию» палестинских территорий и вынуждает более 2,5 мл палестинцев жить «в отрезанных от внешнего мира разрозненных анклавах на Западном берегу реки Иордан».
«Сектор Газа по сути стал «тюрьмой под открытым небом», двухмиллионное население которой в течение уже почти 14 лет вынуждено выживать в условиях введенной Израилем морской, воздушной и сухопутной блокады», — заявили в МИД России.
Также российское внешнеполитическое ведомство отметило, что такой курс в отношении палестинских территорий и населения Израиль проводит «при молчаливом попустительстве ведущих западных стран и фактической поддержке США».
Россия и СПЧ ООН
Генеральная ассамблея ООН 7 апреля приняла резолюцию о приостановке участия России в Совете по правам человека. За это решение проголосовали 93 делегации, воздержались 58, против выступили 24 — Алжир, Беларусь, Боливия, Бурунди, ЦАР, Китай, Конго, Куба, КНДР, Эритрея, Эфиопия, Габон, Иран, Казахстан, Киргизия, Лаос, Мали, Никарагуа, сама Россия, Сирия, Таджикистан, Узбекистан, Вьетнам и Зимбабве.
Решение о приостановке членства распространяется только на текущую ротацию состава совета, поэтому после 2023 года Москва снова может претендовать на место в организации. Пока же Россия не сможет участвовать в заседаниях Совета, принимать решения о назначении докладчиков, комиссий и тому подобное, принимать их отчеты, обсуждать какие-то актуальные темы, пояснил адвокат международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков. Однако, по его словам, на участие России в работе договорных органов ООН и обязательность исполнения международных договоров это никак не повлияет, поскольку у Совета по правам человека «нет особых полномочий» в структуре организации.
Экс-советник Бориса Ельцина по политическим вопросам Сергей Станкевич пояснял RTVI, что исключение из СПЧ причинит России лишь репутационный и имиджевый ущерб, поскольку «это организация, не издающая каких-то обязывающих нормативных актов».
Эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер назвал это решение скорее символичным: «Одно дело, когда Россия может излагать свою позицию [будучи членом СПЧ], а другое, когда у нее такой возможности нет. Поэтому это важно — но не более, чем важно».