Мосгорсуд 27 декабря огласил приговор экс-сенатору Рауфу Арашукову и его отцу, бывшему советнику гендиректора компании «Газпром межрегионгаз» Раулю Арашукову по делу о создании преступного сообщества, убийствах и хищениях. Обоих фигурантов приговорили к пожизненному лишению свободы в колонии особого режима, сообщил корреспондент RTVI из зала суда.
При назначении наказания Арашуковым суд указал на тяжелый характер преступлений, отметив при этом отсутствие смягчающих обстоятельств.
На основании обвинительного вердикта присяжных прокуратура в начале декабря попросила приговорить Арашуковых к пожизненному лишению свободы в колонии особого режима. Еще четверым фигурантам дела гособвинение попросило назначить длительные сроки лишения свободы в колониях строгого и общего режима.
В последнем слове Арашуковы, находившиеся под арестом с начала 2019 года, заявляли о своей невиновности, отмечает «Интерфакс». В частности, Арашуков-младший утверждал, что считает свое преследование «политическим заказом», инициаторами которого якобы выступают его предшественник на посту сенатора от Карачаево-Черкесии Вячеслав Дерев и экс-глава МВД республики Казимир Боташев.
Рауф Арашуков стал членом Совета Федерации от КЧР в 2016 году. Сенаторских полномочий его лишили в мае 2019 года, спустя несколько месяцев после ареста. Отец экс-сенатора Рауль Арашуков работал советником гендиректора «Газпром межрегионгаза» и был членом Народного собрания (парламента) Карачаево-Черкесии.
Дело Арашуковых
Рауфа Арашукова задержали в январе 2019 года в зале заседаний Совета Федерации. Одновременно с этим в Санкт-Петербурге задержали его отца Рауля. Судебные слушания по их делу начались в конце 2021 года.
В сентябре коллегия присяжных Мосгорсуда признала Рауфа и Рауля Арашукова виновными по всем пунктам обвинения, в том числе в организации в 2010 году двух убийств и участии в преступном сообществе. В частности, присяжные сочли доказанным, что экс-сенатор по указанию отца организовал убийства зампреда черкесского молодежного движения «Адэге-Хэсэ» Аслана Жукова и советника президента Карачаево-Черкесии Фраля Шебзухова, а также избиение свидетеля убийства Жукова.
Следствие утверждало, что Жукова и Шезбухова убили, чтобы скрыть сведения о воровстве газа, поскольку те пытались разоблачить действовавшую в регионе преступную группировку. По данным Следственного комитета (СК), созданное Раулем Арашуковым ОПГ действовало по меньшей мере 17 лет, с 2002 года.
Кроме того, экс-сенатора признали виновным в ложном доносе о пытках сотрудниками правоохранительных органов.
В свою очередь Арашукова-старшего присяжные, помимо прочего, признали виновным в хищении природного газа на 3,8 млрд рублей у структур «Газпрома» на территории Ставропольского края и КЧР. По версии СК, занимая в компании высокопоставленную должность, он назначил на ключевые посты в газовой отрасли своих родственников, а также растратил 747 млн рублей под видом оплаты по договорам подряда и выплат зарплаты.
Помимо Арашуковых, на скамье подсудимых оказались еще четыре человека:
- бывший и.о. руководителя управления СК по КЧР Казбек Булатов,
- экс-начальник Центра противодействия экстремизму МВД КЧР Тимур Бетуганов,
- экс-директор филиала «Газпром межрегионгаз Ставрополь» Гузер Хашукаев,
- бывший следователь СК по КЧР Андрей Филиппов.
В зависимости от роли и степени участия их признали виновными в злоупотреблении должностными полномочиями, участии в преступном сообществе и причастности к хищениям. В частности, согласно решению присяжных, Булатов и Бетуганов оказывали влияние на свидетелей по делу об убийстве Шебзухова, а также помогали скрываться от органов следствия обвиняемому по этому делу.
Филиппов единственный среди фигурантов дела признал вину. Он дал показания на Арашуковых и других обвиняемых. Все остальные фигуранты дела считают себя невиновными.
Дело в отношении еще 14 обвиняемых выделено в отдельное производство и направлено в суд.
- В ходе следствия у семьи Арашуковых изъяли активов на 1,5 млрд рублей. За время работы на государственных должностях отец и сын, как утверждала Генпрокуратура, стали владельцами 75 объектов недвижимости, в том числе пяти квартир, девяти жилых домов, трехэтажного отеля в Карачаево-Черкесии, ресторана, десятков автомобилей.
В конце 2021 года Рауф Арашуков дал RTVI интервью, в котором рассказал о роли в его деле главы Чечни Рамзана Кадырова, ключевых доказательствах обвинения и изменениях в КЧР после задержания.